Перейти к контенту
Форум для коллекционеров антиквариата "Старина и Редкости"

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте уважаемые коллеги!
Несколько лет назад я, эмпирически,
случайно обнаружил интересную особенность
бесцветного стекла - именно бесцветного.
и именно стекла, не хрусталя. Суть в том,
что такое стекло в зависимости от времени
производства реагирует на УФ следующим образом
- до конца 19го века - хорошо заметное
салатовое свечение, с начала 20го - слабое тускло-
оливковое. В периоде конец 19го - начало 20го
плавный переход от одного к другому.
В коце 20го века появляется очень
хорошо обесцвеченное стекло с яркой бело-голубой
флуоресценцией.
Конечно есть исключения. но именно исключения.
Мной было проведено порядка двух тысяч
опытов, и с вероятностью более 90% такая методика
оправдывает себя. Конечно она не может быть
самодостаточной, но очень удобна и наглядна.
Долго я безуспешно пытался популяризировать такой метод,
несмотря на частую иронию. Дело в том, что коллективными усилиями
можно достигнуть многократно большего. Во-первых
- возможно у кого-то есть доступ к оборудованию,
позволяющему определить собственно причину такого
эффекта - вероятно причина в составе стекла.
У меня нет такой возможности. Далее - у музейных
работников есть возможность испытать образцы более раннего, нежели
вторая половина 18 века и главное точно датированные
и в большем количестве, нежели у индивидуального собирателя.
К тому-же подобное исследование доступно любому
собирателю стекла.
Приглашаю к широкому обсуждению всех заинтересованных.
Буду благодарен за результаты опытов, как подтверждающие,
так и опровергающие мои выкладки.
Далее я опишу и иллюстрирую суть метода.
С уважением!

  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если ув. Модераторы, сочтут нужным перенести в другое
место - не возражаю и буду признателен!
С уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По сути - практически любое стекло
реагирует на УФ излучение. Сразу подчеркну
- я использовал как источник в основном
уф лампы с увиолевым фильтром. Длину волны
не знаю. Конкретно - "черные" линейные лампы
Филлипс, и "черные" экономки других производителей.
Чем лучше фильтр и чем меньше видимого света
дает источник - тем лучше.
Отличные результаты получаются со специальным
источником на базе ламп типа ДДС и специальными
УФ фильтрами - видимое отсутствует, только УФ.
Мощности источника 15-20 вт достаточно
для большинства случаев. При использовании
(кратковременно) ламп типа экономок я не
пользовался защитными очками. Но рекомендую
использовать их всегда, особенно при длительной
работе, или с мощными источниками!
Но только уф реакция бесцветного стекла,
именно бесцветного, и именно стекла, имеет достаточно
общие характеристики по времени и мало зависит от
производителя. Хрустальное мало зависит от времени
производства по свечению. Купоросное также.
А различные цветные стекла - это очень
сложная тема, я даже не брался за ее систематизацию.
С уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ув. Veniamin, на донце более старого флакона
- Т-во А. Ралле и Ко, а на более позднем (плохо отличать)
либо AD либо AR. Логотип из совмещенных букв А. Дютфуа
либо А. Ралле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

....Ну и далее, по мере развития промышленности могли использовать разные химические добавки, которые также могут влиять на свечение.

Правильно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Добрый вечер!
Ув. che, к сожалению, я не знаю
причины такого явления. Очевидно
это связано с составом стекла. Не думаю,
что причина в солях урана. Хотя свечение
некоторых предметов весьма похоже
на свечение уранового стекла, только
значительно слабее. Позже я сделаю
сравнительные снимки (с урановым).
Свечение отличается по оттенку
- есть ярко салатовое, есть более
желто-зеленое, но все в этой гамме.
Хочу еще раз подчеркнуть - это
огромная перспектива для коллективной
работы.
С уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Часто начинающие делают типичные ошибки.
Первое - стекло должно быть чистым, загрязнения,
особенно органика, хорошо светится в УФ
и искажает картину.
При использовании слабого источника
надо его располагать поближе к предмету
и снимать в полной темноте.
Не допускать засветки объектива прямым светом лампы.
Я располагаю предметы приблизительно так
(схематично вид сверху) 1 - УФ "черная" лампа,
2 - непрозрачный и нейтральный к УФ экран
черного цвета, 3 - камера, 4 и 5 - собственно
предметы. Место сьемки также должно быть
темного не флуоресцентного материала.
С уважением!
post-21645-1504160453_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наглядный пример - четыре флакона
(сверху вниз, датировка без уф,
по другим признакам и сведениям)
- до середины 19го в., рубеж веков,
первая треть 20го, рубеж веков.

 

Фото в уф покаэывает, что ярче всего
светится самый ранний предмет.
Порубежные Ралле (второй сверху)
и Брокар (нижний) дают картину
характерную для конца 19го
- начала и далее 20го века.
Третий сверху флакон имеет характерную
для 20го века картину (до 90х).
Брокар светится салатовым но слабо.
Ралле уже не имеет салатового свечения,
как и третий (неопределенный ),
но они оба могут быть и конца 19го и начала 20го вв,
учитывая разный уровень производства
и техпроцессов на разных предприятиях.
Замечу - лиловый оттенок воочию
значительно слабее, это отблеск видимого света
от уф лампы.
post-21645-1504379268_thumb.jpg post-21645-1504379298_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Доброго здоровья!
По свечению - второй и третий ничем.
И если Вы прочитаете
внимательно написанное
мной, посмотрите внимательно
на фото, Вы все поймете. Вы опытный
человек, я надеюсь Вам не надо
раскладывать по алфавиту.
С уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все прочитал и не раз. Ничего непонятно.
Первый, ладно - светит(ся) и пусть.
Далее: "Порубежные Ралле (второй сверху)
и Брокар (нижний) дают картину
характерную для конца 19го
- начала и далее 20го века." Нижний", здесь, это четвертый или третий???
Если это четвертый, то почему третий, имея такое же свечение как и второй(по Вашей методе "
характерную для конца 19го-начала и далее 20го века. "), классифицируется Вами как: " Третий сверху флакон имеет характерную для 20го века картину (до 90х)."????????????????

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ок, разложу на атомы.
"Порубежные Ралле (второй сверху)
и Брокар (нижний) дают картину
характерную для конца 19го
- начала и далее 20го века."
Флаконы (считая сверху) второй
(Ралле) и четвертый - нижний
(Брокар) - относятся к концу 19го
- началу 20го веков (это без УФ).
Свечение для этого переходного периода
(в смысле переходного по классификации
уф) может быть и салатовое (но весьма слабое)
и тускло оливково-болотно-грязной воды
(кто как видит). Но такое-же свечение
будет и далее по 20му веку, почти до конца.
Veniamin: "почему третий, имея такое же свечение как и второй(по Вашей методе "
характерную для конца 19го-начала и далее 20го века. "), классифицируется Вами как: " Третий сверху флакон имеет характерную для 20го века картину (до 90х)."???????????????? "
Потому-что: "- четыре флакона
(сверху вниз, датировка без уф,
по другим признакам и сведениям)
- до середины 19го в., рубеж веков,
первая треть 20го, рубеж веков."
То-есть третий флакон по другим (не уф)
признакам датирован раннесоветским
периодом. А светится он тек-же как и
второй - Ралле.
Потому я и отметил выше о уф-диагностике:
"не может быть
самодостаточной, но очень удобна и наглядна."
То-есть это не абсолютный метод, он должен
применяться в комплексе с другими.
С уважением!

Изменено пользователем Характерник
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ув. Veniamin, если Вы не согласны
с моими выкладками - приведите примеры
опровергающие их, я буду только благодарен.
С уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как я пользуюсь УФ. Например предмет не имеет
(известных мне признаков) по которым можно уверенно
датировать его - тогда УФ позволяет предварительно
отнести его к определенному периоду. И искать
другие доказательства уже не во всем диапазоне
возможных датировок.
Например два дятьковских подлампадника одной
(на первый взгляд) модели :
post-21645-1504632682_thumb.jpg
post-21645-1504632695_thumb.jpg

 

В уф явно видна различная картина - но подобная
картина подходит и для конца 19го века и для начала 20го.
post-21645-1504632704_thumb.jpg post-21645-1504632712_thumb.jpg
Внимательно смотрим прейскурант - светящийся салатовым
- из прейскуранта 19го века.
post-21645-1504632723.jpg
А другой -из прейскуранта
20го века.
post-21645-1504632728.jpg
Отличия небольшие но беря во внимания их
и уф реакцию - можно довольно уверенно (как-минимум
преимущественно) датировать один 19м веком, а другой 20м.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Следующий пример.
Подлампадник, трехслойное стекло,
возможно дятьковский.
post-21645-1504641698_thumb.jpg
post-21645-1504641724.jpg
По внешнему виду может быть и 60х годов
19 века (ранее - ?) и десятых 20го.
Смотрим в УФ:
post-21645-1504641708_thumb.jpg
Можно с большей вероятностью датировать
концом 19го - началом 20го вв.
Мое личное мнение - более ранняя,
чем конец 19го века датировка
весьма маловероятна.
С Уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Доброго здоровья, ув. che!
Именно так - к бесцветному и именно стеклу.
Обратите внимание - во всех предметах
есть бесцветное стекло - как основа
под протраву, как слой в накладном стекле.
По нему и смотрю.
Добавлю - и цветные стекла реагируют
на УФ (некоторые очень слабо), но у меня
нет возможности хоть как-то систематизировать
такое свечение - это непосильная задача.
Кроме того - не факт, что можно выделить
полезную систему из массива по цветному стеклу.
С уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Приветствую. Скажу, что применяю эту методу некоторое время по совету ув. ТС. Могу подтвердить, что советское бесцветное стекло ни разу не светилось в УФ. Исключение, в виде тонкостенного стакана с вполне датируемой надписью "ВСЕНАРПИТ", только подтверждает правило. Стекло позднеимперское (точно определено по клейму) также может не светиться. Определенно более старые предметы почти всегда светятся с большей или меньшей интенсивностью.
В качестве примера - стакан "в пупырышек" (подобные производились на разных заводах)

 

post-31311-1504720711.jpg

  • За 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Использую как сберегающую лампу "черный свет" в стационарном светильнике, так и карманный вариант.

 

post-31311-1504722042_thumb.jpg

 

post-31311-1504722147_thumb.jpg

  • За 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ещё примеры. №1 - Вполне узнаваемый графин. №2 - Две пивные кружки. №3 - крупная рюмка с признаками к. 19 в.

 

post-31311-1504723459_thumb.jpg

 

post-31311-1504723483_thumb.jpg

 

post-31311-1504723529_thumb.jpg

  • За 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Штирлиц,
доброго здоровья!
Спасибо за интерес к теме,
надеюсь не временный -
буду признателен!
Отдельное спасибо за информацию
по карманной "черной" лампе,
как-то не знал про такие.
А LED фонарики - они либо просто синие,
либо сильно недешевы.
С уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все прочитал и не раз. Ничего непонятно.
Первый, ладно - светит(ся) и пусть.
Далее: "Порубежные Ралле (второй сверху)
и Брокар (нижний) дают картину
характерную для конца 19го
- начала и далее 20го века." Нижний", здесь, это четвертый или третий???
Если это четвертый, то почему третий, имея такое же свечение как и второй(по Вашей методе "
характерную для конца 19го-начала и далее 20го века. "), классифицируется Вами как: " Третий сверху флакон имеет характерную для 20го века картину (до 90х)."????????????????

Уважаемый Характерник. С интеренсом присоединяясь к теме, приедставляю три стакана: высота 9 см. пресованное стекло, Германия, не позже 1915 года. Стекло разной степени осветленя. (см. фото). При УФ освещении стекло флюорисцирует светло зеленым цветом разной интенсивности (средний стакан - возможно, урановее стекло!). Таким образом, можно - ли допустить, что стеклянная продукция, рубежа 19-20 веков, в УФ свете флюорисцирует зелёным цветом независимо от степени осветленности стекла? Ржидаю комментарии. С уважением.

post-35868-1505052940_thumb.jpg

post-35868-1505052947_thumb.jpg

post-35868-1505052955_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все прочитал и не раз. Ничего непонятно.
Первый, ладно - светит(ся) и пусть.
Далее: "Порубежные Ралле (второй сверху)
и Брокар (нижний) дают картину
характерную для конца 19го
- начала и далее 20го века." Нижний", здесь, это четвертый или третий???
Если это четвертый, то почему третий, имея такое же свечение как и второй(по Вашей методе "
характерную для конца 19го-начала и далее 20го века. "), классифицируется Вами как: " Третий сверху флакон имеет характерную для 20го века картину (до 90х)."????????????????

Уважаемый Характерник. С интеренсом присоединяясь к теме, приедставляю три стакана: высота 9 см. пресованное стекло, Германия, не позже 1915 года. Стекло разной степени осветленя. (см. фото). При УФ освещении стекло флюорисцирует светло зеленым цветом разной интенсивности (средний стакан - возможно, урановее стекло!). Таким образом, можно - ли допустить, что стеклянная продукция, рубежа 19-20 веков, в УФ свете флюорисцирует зелёным цветом независимо от степени осветленности стекла? Ржидаю комментарии. С уважением.

 

Ваши стаканы, как мне кажется, не "разной степени осветленности", а разной степени окрашенности. Метод с УФ работает только с бесцветным стеклом. Окрашенное любого периода будет светиться. Для примера: голубая масленка завода им 1 КДО

 

post-31311-1505059029_thumb.jpg

  • За 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Штирлиц, Aleksandrs,
доброго здоровья!
Согласен - корректно только
по бесцветному, стекло с оттенком
может тоже светиться, в том числе
и салатовым, и другого времени
производства.
Думаю Ваши предметы одного производителя,
но цветные попозже - может периода ПМВ.
Война, революция - много эрзаца.
С уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Штирлиц, Aleksandrs,
доброго здоровья!
Согласен - корректно только
по бесцветному, стекло с оттенком
может тоже светиться, в том числе
и салатовым, и другого времени
производства.
Думаю Ваши предметы одного производителя,
но цветные попозже - может периода ПМВ.
Война, революция - много эрзаца.
С уважением!

"Цветная", это средняя. содержит такой же номер, как и первая (слева) № 1107 (см.фото), поэтому сомнительно, что бы производилась "позже", вне партии. Однако, "цветная", флюоресцирует значитель (кратно) ярче, чем первая и третья. Возможно, стекольная масса "цветной" содержит урановую присадку? Как различить яркую флюоресценцию предмета от сияния уранового стекла. Может в данном случае имеет местоне время, а качество(состав) исходного сырья? С уважением.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Штирлиц, Aleksandrs,
доброго здоровья!
Согласен - корректно только
по бесцветному, стекло с оттенком
может тоже светиться, в том числе
и салатовым, и другого времени
производства.
Думаю Ваши предметы одного производителя,
но цветные попозже - может периода ПМВ.
Война, революция - много эрзаца.
С уважением!

"Цветная", это средняя. содержит такой же номер, как и первая (слева) № 1107 (см.фото), поэтому сомнительно, что бы производилась "позже", вне партии. Однако, "цветная", флюоресцирует значитель (кратно) ярче, чем первая и третья. Возможно, стекольная масса "цветной" содержит урановую присадку? Как различить яркую флюоресценцию предмета от сияния уранового стекла. Может в данном случае имеет местоне время, а качество(состав) исходного сырья? С уважением.

 

Урановое светится даже в незатемненной комнате, а в темноте - просто огонь.

 

post-31311-1505069989_thumb.jpg

  • За 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Штирлиц, Aleksandrs,
доброго здоровья!
Согласен - корректно только
по бесцветному, стекло с оттенком
может тоже светиться, в том числе
и салатовым, и другого времени
производства.
Думаю Ваши предметы одного производителя,
но цветные попозже - может периода ПМВ.
Война, революция - много эрзаца.
С уважением!

"Цветная", это средняя. содержит такой же номер, как и первая (слева) № 1107 (см.фото), поэтому сомнительно, что бы производилась "позже", вне партии. Однако, "цветная", флюоресцирует значитель (кратно) ярче, чем первая и третья. Возможно, стекольная масса "цветной" содержит урановую присадку? Как различить яркую флюоресценцию предмета от сияния уранового стекла. Может в данном случае имеет местоне время, а качество(состав) исходного сырья? С уважением.

 

Урановое светится даже в незатемненной комнате, а в темноте - просто огонь.

 

post-31311-1505069989_thumb.jpg


Действительно, все три стакана сияют зелёным цветом в освещённом эл.светом помещении, а средний - "цветной", просто полыхает! Спасибо. С уважением.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ув. Aleksandrs, цифры на донце
- не номер партии. Вероятнее всего
(по существовавшей практике) - номер
модели по каталогу. Потому время между
производством может измеряться десятилетиями.
Относительно почему светится именно так
- уже писал - причин не знаю, не имею оборудования
для определения химического состава.
Вероятнее всего есть что-то общее в составе
стекла у разных производителей-современников.
По поводу уранового - лично я не вижу ни в одном
из трех урана. Как определить - иметь эталон
из уранового и сравнивать.
Хотел дать ссылку на пример на Виолити,
но там я писал по украински. Сейчас переведу сдесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...