Марина Алексеевна Опубликовано 18 Декабря 2021 Поделиться Опубликовано 18 Декабря 2021 Ждите. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Марина Алексеевна Опубликовано 12 Января 2022 Автор Поделиться Опубликовано 12 Января 2022 Наобещала с три короба и ...Начинаю выполнять обещания. Вооружившись толстым каталог, приобретенным на выставке, я буду рассказывать о некоторых экспонатах. Большинство того, что размещу в теме я не знала, быть может и вам покажутся эти истории интересными и познавательными. К эскизам витражей примыкает один из главных шедевров Врубеля - кристаллическая, будто хрустальная лилия. Скорее всего рисунок связан с его преподаванием в Строгановком училище, курс "Стилизация цветов". Сохранившееся воспоминание одного из его учеников позволяет оценить то впечатление. которое его мастерство рисовальщика произвело на молодых художников. "Имя Врубеля в ту пору уже обрело мистически-таинственный ореол пророка, знающего путь в счастливое будущее. Но слава его носила скандальный характер. С приходом Врубеля мы ожидали чуда. И вот в наш класс вошел невысокого роста, элегантно одетый господин в прекрасно сшитом светло-сером костюме. «Добрый день, господа», - произнес он еле слышно. Умное, слегка утомленное лицо с печальным взором выдавало в нем натуру трепетную, тонко организованную и нервную. Мой взор приковали его руки, холеные, ухоженные руки аристократа обнаруживали скорее внутреннее достоинство, чем принадлежность к столичной богеме. Следом за мастером в аудиторию вошел мужик, в руках которого был горшок с гортензиями. Врубель произнес: «Иван, приготовь все необходимое для занятий». Помощник прикрепил к доске рулон крафтовой бумаги. Учитель подошел к нему и взял левой рукой горшок с гортензией, а правой - уголь, сангину и мел. «Господа, мне хотелось бы показать вам, как это растение можно превратить в орнамент. Полагаю, это будет полезно в вашей работе». С этими словами он легкой походкой взлетел по ступенькам к огромной школьной доске. То, что произошло потом, мы сочли за какое-то чудесное преображение. Держа в левой руке горшок с растением и едва взглянув на него боковым зрением, маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. В хитросплетении штрихов мы никак не могли разобрать изображение. Так рисовать нас никогда не учили. Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком. Врубель пренебрегал основными правилами, и мы уже предвкушали неудачу художника: ведь первый блин часто бывает комом. Однако художник продолжал плести углем гигантскую графическую паутину на огромном листе бумаги. Время незаметно летело, мы наблюдали за его работой с напряженным, плохо скрываемым волнением. И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. А Врубель продолжал рисовать совершенно «не по правилам», не так, как нас учили педагоги Строгановского училища. Между тем, хаос на доске все более приобретал конкретные очертания, как будто бы чья-то незримая рука постепенно убирала изображения с листа кальки. Минут через тридцать перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму. Но его орнаментика ничего общего не имела с орнаментами разных эпох, которые мы изучали. Скупой графический рисунок, исполненный в три тона производил впечатление красочного многоцветья. Напряженный черный абрис был подцвечен красной сангиной и дополнен в некоторых местах белым мелом. Охристо-коричневый тон крафтовой бумаги органично создавал пространственно-тональную среду, в которую был идеально вписан графический, огромных размеров, орнамент". 20211218_141026.jpg 1 4 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Марина Алексеевна Опубликовано 12 Января 2022 Автор Поделиться Опубликовано 12 Января 2022 Забела-Врубель впервые с большим успехом спела партию Снегурочки во время гастролей Русской частной оперы С.Мамонтова в Петербурге в апреле 1898 года. Римский-Корсаков считал её лучшей Снегурочкой. Новая постановка оперы в Мариинском театре успеха не имела. Возобновление состоялось в сезоне 1905-1906 гг. Забела-Врубель выступала в костюме Снегурочки по рисунку Врубеля. Она сообщала мужу в письме:"я сшила себе костюм по твоему рисунку, вышло красиво:на серебреном флере вышито белым стеклярусом и горностаем опушен". Костюм Снегурочки для Н.И.Забелы-Врубель в опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка". 1905 г. Глазет, мех, стеклярум, бусы, бархат, кожа, пайетки, вышивка. 20211218_140026.thumb.jpg.adad86adf9f110f633e308950278ea5a.jpg1681277461_20211218_140026.thumb.jpg.13cf2663f087323b5fdc89aea19253eb.jpg2050374881_20211218_140026111.thumb.jpg.29f333169e9487adb73bee1e67111871.jpg "Снегурочка". Начало 1900-х. 1928691835_20211218_141553.thumb.jpg.d0a176123a0d0b87a919c0f3ce1f3031.jpg 1 5 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Марина Алексеевна Опубликовано 12 Января 2022 Автор Поделиться Опубликовано 12 Января 2022 "Египтянка". 1891 г. Майолика. По свидетельству Прахова, образ скульптуры возник у Врубеля в Абрамцево. «Однажды Врубель опоздал к вечернему чаю и вошел в абрамцевскую столовую случайно в тот момент, когда Верушка (В.С. Мамонтова) сказала что-то шепотом сидевшей с ней рядом моей сестре. Подметив это с порога комнаты, Михаил Александрович воскликнул: – Говорите все шепотом! Говорите шепотом! – я только что задумал одну вещь. Она будет называться – «Тайна». Мы все стали дурачиться, шептать что-нибудь соседу или соседке. Даже всегда тихая и спокойная тетя Лиза (Е.Г. Мамонтова) улыбнулась, глядя на нас, и сама спросила у Врубеля: – Хотите еще чашку чая? На следующее утро Михаил Александрович взялся за глину в мастерской и через день принес к вечернему чаю свою «Тайну», получившую название «Египтянки»…священная египетская змея Урей, обвивающая голову, дает повод для такого названия, все же остальное очень далеко от Египта. Шепотом передает кому-то свою "тайну" молодая женщина, черты лица которой несколько напоминают В.С.Мамонтову». 20211218_134422.thumb.jpg.df42350fe4bd39abc32ad40ff68afaf6.jpg20211218_134500.thumb.jpg.84499d441a21b20a931c07e5457eec57.jpg 4 3 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Марина Алексеевна Опубликовано 12 Января 2022 Автор Поделиться Опубликовано 12 Января 2022 Всего через год после поступления в Академию, Врубель создает два шедевра, два акварельных варианта композиции "Обручение Святой Девы Марии с Иосифом", каждый из которых сделал бы честь зрелому мастеру. Н.Н.Пунин пишет:" ...уже в каком-то огне чисто врубелевского вдохновения тлеют, как фиолетовые уголья, волнуя плоскость своим пеплом, легким и зернистым. разбросанным по поверхности бумаги. Так, в средней части композиции на тему "ВВедения" формы разлагаются, падают углами, вспыхивают, как острые иглы, и вдруг, сливаясь, начинают гореть снопами лучей, поднимающимися, как псалом к капителям храма". М.В.Нестеров:"В минуты отдыха модели академисты толпой слонялись по коридору Академии, их было особенно много в классе композиции, где висели отобранные в оригиналы эскизы. Среди них особое внимание обращал недавно появившийся эскиз Врубеля "Обручение Иосифа с Марией", рисованный пером в стиле мастеров Возрождения. Перед ним, как перед суриковским "Пиром Валтасара", всегда стояла толпа, гораздо большая, чем перед эффектными, сложными композициями Генриха Семирадского". 20211218_134233.thumb.jpg.411509390ef665c9bc13a96fc2e5a0fe.jpg2062514685_20211218_134233.thumb.jpg.da2dfca43998bae423141df3e8dd3786.jpg 2 3 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Марина Алексеевна Опубликовано 12 Января 2022 Автор Поделиться Опубликовано 12 Января 2022 Рисунки из коллекции В.П.Поморцева. Коллекция Поморцева - удивительный артефакт. Она заставляет воспринимать безумие Врубеля не как болезнь, а как художественное инакомыслие, проявление чистой, не контролируемой созидательной силы. Листы бумаги, истерзанные рукой художника, хранят память бешеного, неистового темпа рисования, когда грифель карандаша стачивается на наших глазах и прорывает бумагу. "...Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, - я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, Мы не видим". А.Блок "Женский портрет", "Портрет санитара", "Персонажи сказок и былин", "Русалка. Набросок". 20211218_142243.thumb.jpg.9722df9df476198b006f28cb875bbfb6.jpg20211218_142252.thumb.jpg.0ed35eea82d9d20d3190414a6ca339ce.jpg20211218_142503.thumb.jpg.63bc1112a0acc1a76c1235506b17f9b2.jpg20211218_142512.thumb.jpg.5c1b67d975b702b93561889745f80f86.jpg 1 3 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Марина Алексеевна Опубликовано 12 Января 2022 Автор Поделиться Опубликовано 12 Января 2022 "Кампанулы". 1904 г. "Каждый из многих десятков бутонов смоделирован арабесками карандашных штрихов, поверх которых положена прозрачная акварель. Из разворотов, движения бутонов, цветовых их градаций возникает полифоничность произведения. Растение, как фигура в парадном портрете, заполняет весь лист". Е.Жукова. "...Врубель не предмет растворяет в пространстве, а растворяет пространство в предмете. Пространство изображения у Врубеля, как это хорошо видно на этюдах цветов, является пространством формы самого предмета". М.Алленов. 20211218_143110.thumb.jpg.0f72a41987b24af1d06abc18c5cfe736.jpg1279086306_20211218_143110.thumb.jpg.344c37cf6d11fbaef2905dfdced31e11.jpg 1 3 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Марина Алексеевна Опубликовано 12 Января 2022 Автор Поделиться Опубликовано 12 Января 2022 "Роберт и монахини". Скульптурная группа для оформления лестницы. 1896 г. Гипс тонированный. Скульптура создана под впечатлением от оперы Мейербера "Роберт-дьявол". По редположению художника-реставратора Ю.Любченко, лицо Роберта автопортретно, а в облике одной из монахинь угадываются черты Забелы. Н.А.Прахов: "В вестибюле, проектированном архитектором Ф. О. Шехтелем, в готическом стиле, Врубель должен был вылепить вокруг начальной колонны лестницы скульптурную группу. Частые переделки декоративных панно мешали приступить к этой работе, а архитектор, строитель дома, торопился со сдачей заказчику всех работ и торопил других. Недолго думая, Михаил Александрович потребовал от него рейки, дранки, гвозди, рогожи и алебастр, с помощью которых сделал две группы в натуральную величину на тему оперы Обера "Фра-Диаволо" — "Рыцари Роберт и Бертрам". С помощью своего приятеля художника К. А. Коровина он набил рейки и дранки, поверх которых набросил рогожи в кажущемся беспорядке. Все это на вид бесформенное сооружение под толстым слоем набросанного алебастра скоро превратилось в "готическую" скульптуру с ее характерными ломаными линиями и угловатым объемом". Коровин оставил воспоминания этого процесса:"«Мы лепили эти фигуры изо всех сил, я помогал, а М[ихаил] Александрович] заканчивал детали. Денег не было, а они нужны были, миллионер же не давал почему-то, до конца было еще далеко; тогда М[ихаил] Александрович] сказал: «Знаешь что? Давай мы его надуем, вылепим ему временные фигуры, получим аванс, а позже окончим как следует». Сказано — сделано. Мы быстро сделали макет, Врубель ловко и широко лепил плоскостями форму, и к вечеру требуемые фигуры были сделаны и представлены богачу как оконченные. Меценат удивился скорости и «чистоте работы». Деньги были получены — мы зажили, смеясь над простотой мецената. Фигуры были окончены только спустя несколько недель, и миллионер удивился, что же еще там надо было делать, если уже и деньги за работу получены и фигуры были «окончены». 20211218_134001.thumb.jpg.747206aa5f359e6783ecbc8092dcf524.jpg2085777222_20211218_134112.thumb.jpg.3874edd009ebf22c606c048068270121.jpg20211218_134106.thumb.jpg.28557ce52e6e588ec69169987d42418c.jpg 2 3 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Марина Алексеевна Опубликовано 12 Января 2022 Автор Поделиться Опубликовано 12 Января 2022 По мотивам оперы "Снегурочка" Врубель выполнил серию майолик. С.П.Яремич:" Все эти работы исполнены зимой 1899-1900 гг. для майоликового завода в Абрамцево. Первые экземпляры обожжены под наблюдением самого мастера и превосходны по раскраске....К сожалению, последующие экземпляры раскрашивались как попало и очень часто в прямой ущерб красоте пластической формы". По мнению П.К.Суздалева, скульптурные образы персонажей "Снегурочки" были задуманы автором не только как самостоятельные произведения, но и как цикл, рассчитанный на ассамблевое экспонирование. Авторский принцип расположения скульптур не известен. "Купава", возможно, является центральной фигурой при расположении "Лель", "Купавна", "Мизгирь" в одну линию. 20211218_135719.thumb.jpg.c1af892c76157650be2b4ca33b85e768.jpg20211218_135831.thumb.jpg.9810ce6e77f44c865282667d51182b63.jpg20211218_135849.thumb.jpg.7dc556881e63ef7cda92ff9e08961c6f.jpg Сложный абрис "Купавны" рифмуется, почти симметрично отражаясь, в силуэте гордого Мизгиря. Майолики сразу были признаны публикой. Показанные на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, наряду с камином, были отмечены наградой. 2 3 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Марина Алексеевна Опубликовано 12 Января 2022 Автор Поделиться Опубликовано 12 Января 2022 По словам Забелы-Врубель, она пела партию Волховы 90 раз! Бесконечно стремящийся к совершенству художник многократно изменял костюм артистки в этой роли. В каталоге представлен костюм Волховы, выполненный по его рисунку. На выставке он не был представлен. 20220112_161820.thumb.jpg.a0afc7257257e4d68afd0695dbf0de41.jpg20220112_161833.thumb.jpg.8813b6dcf9df466147804122e597874b.jpg20220112_161825.thumb.jpg.78a01df8e5bf9cca215b175034b7a6b5.jpg 2 3 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Марина Алексеевна Опубликовано 13 Января 2022 Автор Поделиться Опубликовано 13 Января 2022 Тему буду, наверное, долго еще продолжать - каталог просто бесценный! Читаю взахлеб. Но ждут и каталоги форума, и другие темы, поэтому пока этот будет последний рассказ на какое-то время. В среду открытие Блошки, подробно покажу, чем и кто торгует сейчас на мини-антикварном салоне на Тишинке. Итак, "Раковина". 1904 год. Импульсом к созданию одного из лучших графических циклов Врубеля - "Раковины" - послужила подаренная художнику в виде пепельницы большая перламутровая раковина, чудом сохранившаяся до наших дней. 20211218_143933.thumb.jpg.7c31705bad24b387afcd1e6fc330d2e1.jpg Н.Рерих писал:"Незначительный другим обломок природы рассказывает ему чудесную сказку красок и линий за пределами «что» и «как»...недели и месяцы облюбовывает Врубель жемчужную ракушку. В этой работе ищет он природы. Природы, далекой от жизни людей, где и сами людские фигуры тоже делаются волшебными и неблизкими нам. Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но много заманчивости, много новых путей - того, что тоже нам нужно. Этой заманчивости полна и «Жемчужина». Более чем когда-либо в ней подошел Врубель к природе в тончайшей передаче ее и все-таки не удалился от своего обычного волшебства". "Жемчужина". 1904 г. 20211218_143847.thumb.jpg.47cafeef951859911ace704c9d287416.jpg А.Бенуа: "Рассказывает о дивной раковине, которую он хочет срисовать (черным и белым) в большую величину. Ему хочется передать не свет и цвет предметов, а их сияние. Удивительно ясно и убедительно это излагает. Но чувствуется все же ужас безумия под этим. Это тот же Демон, тот же его сгубивший бес. Как бабочка на свет". В конце 1904-начале 1905 гг. Врубель рисует серию удивительных черно-белых этюдов, в которых ставит перед собой совершенно фантастическую задачу - передать блеск перламутровой раковины при помощи угля и итальянского карандаша. Приняв внешние ограничения, Врубель сознательно ограничивает себя в художественных средствах, понимая, что есть путь к настоящему совершенству. Н.Прахов:" Михаил Александрович быстрым движением извлек откуда-то большую папку и стал показывать один за другим листы бумаги с нарисованными на ней итальянским карандашом такими же раковинами, значительно больше натуры...стал уверять меня, что краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета - все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет." 20211218_143955.thumb.jpg.269a8fdb1271f8005f2118df6032b14a.jpg20211218_143808.thumb.jpg.5cba539862090eb3e97fdc0de64d4d1a.jpg 1 2 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рекомендуемые сообщения
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Зарегистрировать новый аккаунтВойти
Есть аккаунт? Войти.
Войти