Перейти к контенту
Форум для коллекционеров антиквариата "Старина и Редкости"

Миражи Александра Савинова и саратовская школа.


Рекомендуемые сообщения

Изумительная выставка в любимом МРИ. Купила каталог и все отсняла.

Понимаю, что за мной числится долг в виде Морозовых, но здесь выложить фотографии и рассказы намного проще, чем по той грандиозной выставке. Надеюсь на ваше понимание.

Выложу все в течении недели.

Вы узнаете, кто и зачем из известных русских художников работал в родильном отделении, принимая роды и ухаживая за младенцами.

Куда пропал букет из роз Борисова-Мусатова.

Кто охранял жилье Петрова-Водкина на Волге.

И почему Александра Савинова называют вторым Врубелем.

После выставки, кстати, поняла, почему в квартире Савинова в Петербурге, в которой я бывала не раз в гостях у его потомков, стоят скульптуры Матвеева.

  • Лайк 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Среди многочисленных русских творческих объединений рубежа 19-начала 20 вв. - радикального "Бубнового валета", эстетского "Мира искусства", лирического Союза русских художников или критично настроенных передвижников - Саратовская школа стоит особняком. Строго говоря, группу молодых художников, куда входили А.Савинов, А.Карёв, П.Кузнецов, А.Матвеев, К.Петров-Водкин, П.Уткин, в полной мере школой назвать нельзя, поскольку у них не было общего  манифеста или повестки.

К.Петров-Водкин. "Две".

20221112_145042йй.jpg

  • Лайк 2
  • Спасибо 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Художественный музей в Саратове, открытый внуком Александра Радищева живописцем Алексеем Боголюбовым , был редким общедоступным собранием для русской интеллигенции начала ХХ в. Вокруг этой коллекции сложился кружок художников-модернистов, символистов второй волны. В определенной мере саратовцы наследовали Михаилу Врубелю, но отказались от его трагического восприятия мира.

"Фёктя". К.Петров-Водкин.

20221112_145214.jpg

  • Лайк 2
  • Спасибо 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сильнейшее влияние на становление художников саратовской школы оказало творчество В.Борисова-Мусатова.

В.Борисов-Мусатов. "Сидящая женщина".

20221112_145716.jpg

  • Лайк 2
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Розы в стакане". В.Борисов-Мусатов.

ПЕрвой владелицей данной работы с названием "Розы на голубом" была Варвара Васильевна Добошинская, актриса, знакомая В.Борисова-Мусатова. Её супруг владел в Саратове магазином фотографических принадлежностей, куда страстный фотолюбитель Борисов-Мусатов постоянно наведывался. У Борисова-Мусатова всегда дома на столе стояли розы в стакане воды и как-то раз Варвара Васильевна попросила его написать ей картину, где в синем-синем море плыла бы брошенная роза.

И художник написал картину, розы в стакане на фоне синей драпировки. Но наступила революция, Варвара Васильевна была "уплотнена" до одной комнаты, поэтому попросила своего знакомого , сотрудника музея и коллекционера В.Панфилова, сохранить картину и после её смерти подарить саратовскому музею. Панфилов просьбу Добошинской не выполнил...

Долгие годы картина скрывалась по частным коллекциям и её изображение было известно лишь по фотографиям. Сейчас она находится также в частной коллекции.

20221112_145913.jpg

  • Лайк 1
  • Спасибо 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Портрет Марии Андриевской". А.Савинов.

Возле этого портрета можно стоять часами. И обмирать от невозможного совершенства красоты...

20221112_140636.jpg

  • Лайк 3
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У Александра Савинова любопытная судьба: он был любим современниками, но не снискал памяти потомков. Современники его называли "Умиротворенным Врубелем". Пик развития таланта живописца пришелся на 1900-1910 гг., эпоху утонченности, элегантности, изящества, декаданса. В поездках по Европе он испытал влияние итальянского Возрождения, восхищался помпейскими фресками, но был знаком и с работами модернистов.

 

"Женщина с шалью". А.Савинов.

20221112_140352.jpg

  • Лайк 2
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По примеру старых мастеров Савинов сам изготавливал краски и тщательно прорабатывал каждую мизансцену будущей картины.

"Детская площадка" и "В городском саду" и эскизы к этим работам.

1895072744_20221112_142043.thumb.jpg.b16fcb94bca60bbb72e06980951f2b29.jpg2109948472_20221112_142035.thumb.jpg.51921fce96a45456097144d8c4cbe87f.jpg2095647107_20221112_142051.thumb.jpg.c2d83615a430380cbf3959e0ae916619.jpg1012023670_20221112_142101.thumb.jpg.de34805bbcb036fe1851f55cc619503c.jpg

2041203951_20221112_141911.thumb.jpg.9ed8be737638935d0f04a55a5d5cfed3.jpg1097248579_20221112_141923.thumb.jpg.f7ebdb0b6019f21c55bda120e13117ab.jpg

  • Лайк 2
  • Спасибо 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Портрет жены". А.Савинов.

С Лией Цитовской Савинов познакомился в Неаполе. Дочка торговца обувью Залмана-Лейбла Моисеевича Цитовского мечтала стать медиком. В Италии высшее образование для женщин стало доступно раньше, чем в России.

Брак был крепким. Росли двое мальчишек, но в возрасте 45 лет Лия Савинова скончалась.

20221112_140905.jpg

  • Лайк 2
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Портрет Глеба Савинова". А.Савинов.

Младший сын Савинова стал продолжателем его дела. Именно он издал монографию об отце, бережно сохранил его архив, передал самые значительные работы отца в фонды крупнейших российских музеев. Его крестным стал саратовский друг отца Александр Матвеев. Вот почему в доме Натальи Глебовны я впервые увидела работы Матвеева 20-х гг., его знаменитых голышек. Я на форуме уже их показывала в какой-то теме.

Глеб Савинов вспоминал:"Запах мастерской - красок, лаков, масел, кистемойки - какой-то особый у отца, кажется, первый запах, который я помню. В мастерской были загадочной красоты вещи, служившие отцу для натюрмортов, а картины его мне казались чудом, верхом совершенства".

 

20221112_141805.jpg

  • Лайк 3
  • Спасибо 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сегодня заканчиваю знаменитыми голышками Александра Матвеева.

20221112_145705.thumb.jpg.ecbdae3436e85fb25df8d3c3cb1c5af5.jpg20221112_145659.thumb.jpg.35f9be7f8936e3e4ad1e2ab93af7f432.jpg

  • Лайк 4
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ах, замечательная выставка, прекрасный рассказ о ней, Мариша. Сразу рука потянулась погладить Ангела Натальи Глебовны, который живёт у меня в книжных полках. И слова Коровьева о крови -наследственности и причудливо тасуемой карточной колоде жизни .... Спасибо!

  • Лайк 1
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А.Матвеев. "Надевающая чулок".

Из всей плеяды саратовских художников Матвеев единственный выбрал не живопись, а скульптуру и сформировал свою собственную пластическую манеру. Его стиль сложился в результате самостоятельного изучения античности и Возрождения, барокко и классицизма, а также учеба в частных студиях Парижа.

Одним из любимых жанров скульптора становится ню, обнаженные скульптуры им выполнялись в камне, бронзе, дереве, фарфоре. Образ надевающей чулок натурщицы им создавался для ныне утраченного садово-паркового ансамбля "Новый Кучук-Кой" в Крыму.

20221112_145545ййй.jpg

  • Лайк 2
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Панахранта". Эскиз росписи. А.Савинов. ПАнахраната (по греч. - Всенепорочная, Пречистая, Всецарица) - один из типов иконографии, сложившийся в Византии в 11-12 вв., в соответствии с которым Богоматерь с младенцем изображались сидящими на троне. В соответствии с системой росписи православных храмов образ Панахранты обычно располагается возле алтаря. Это важная сцена догматического характера, а не сюжет из библейской истории.

20221112_140919.thumb.jpg.f94b9379ba964df7d23d8f1fc603621c.jpg

 

  • Лайк 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К.Петров-Водкин. "Христос-сеятель".

В 1914 году Петров-Водкин сотрудничал с крупнейшими русскими архитекторами Щусевым и Шехтелем.По заказу Щусева он выполнил эскизы монументальных композиций для Троицкого собора в Сумах.

Этот эскиз мозаичного панно создан художником для мавзолея семьи Эрлангеров, спроектированного Шехтелем в Москве на Введенском кладбище. Главой семьи был Антон Эрлангер, "мукомольный король" России. Выбранный наследниками сюжет "Притча о сеятеле" стала аллегорической отсылкой к семейному делу.

20221112_144942.jpg

  • Лайк 1
  • Спасибо 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Павел Кузнецов. "Эскиз к картине "Голубой фонтан".

Для того, чтобы изучить вопросы, касающиеся тайн рождения, Кузнецов пошел работать в родильный приют на Сретенке. "...он вел день за днем черновую работу, как своеобразный искус и подвиг перед явлением чуда,- степенно принимал роды у баб , ухаживал за роженицами и младенцами, проходя вместе с ними по всем стадиям таинственного, страшного и прекрасного процесса",- писал Эфрос. Именно в этот период , 1904-1906 гг., философских и художественных исканий, художником были написаны в том числе и с натуры многочисленные младенцы и головки детей, как свидетельства чуда вечно обновляемой жизни.

20221112_150101.thumb.jpg.25289a3b4b572a4ab46957065606fead.jpg1287962153_20221112_150102.thumb.jpg.4b8afe331a24fd3b2c1f933e5571aa7d.jpg

  • Лайк 2
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Завершу краткий экскурс по выставке одной из знаковых для творчества Савинова работой. "Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице".

Замысел этой картины-панно возник у Савинова на Капри под впечатлением от античных росписей Помпеи и Геркуланума. Савинов писал Кардовскому:"Я сижу себе посиживаю в своей мастерской, точу "Купальщиц" (это я задумал запеть свой маленький гимн Итальянской земле, древней, кудрявой земле и её ласковым беззлобно-жестоким зверушкам". Основная работа над картиной велась в Риме.

20221112_141447.thumb.jpg.4757a3b147f6f6831f9c44873b9d22f1.jpg2120100972_20221112_141449.thumb.jpg.953dc5863eedd3406d353eea51890635.jpg670782255_20221112_141451.thumb.jpg.2816f6bd5d741fc919068e02da21145c.jpg

  • Лайк 3
  • Спасибо 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Савинов трагически умер в блокадном Ленинграде. Нелепо даже как-то...просто опоздал на последний самолет, которым эвакуировались художники, в том числе , его друг Матвеев...

Его работы невыразимо прекрасны...

20221112_140417ййй.jpg

  • Лайк 3
  • Спасибо 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, вот! Ушла из темы и обманула, забыла про пёселя Петрова-Водкина рассказать.

Любимая дача-мастерская ПЕтрова-Водкина находилась в Красулинке, под Хвалынском. Сначала он купил участок и устроил временно жилище. Первые два года он с супругой жили в палатке. привезенной из Петербурга. Недалеко от палатки была сооружена импровизированная походная кухня. Старожила все хозяйство маленькая собачка Ласка.

Дом художник соорудил после получения гонорара за роспись в церкви Василия Златоверхнего в Сумах в 1916 году. Петров-Водкин очень любил бывать в Красулинке, гордился своим домом.

"Собака". Петров-Водкин.

20221112_145133.jpg

  • Лайк 3
  • Спасибо 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...