Перейти к контенту
Форум для коллекционеров антиквариата "Старина и Редкости"

Рекомендуемые сообщения

Описание одного из предметов, выставленных на Гелосе:

 

"Бокал. Стекло толстостенное, резьба, Высота-25см. Диаметр-11см. Монограмма "ДК". Бокал по дизайну и исполнению аналогичен хрустальному сервизу "С широкой гранью", исполненному на Императорском стеклянном заводе в 1840-1890х гг. Небольшой скол по основанию, следы "цветения" стекла. Россия, вторая половина ХIХ века. "

 

Общий смысл про "цветение" понятен, но интересуют подробности. Это именно то, что я думаю: какие-то мутные разводы - то ли налёт, то ли ещё что? Отчего случается? Устранимый дефект или не устранимый?
Большие специалисты, поделитесь, пожалуйста, информацией и мыслями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Маша, к сожалению, терминология дефектов стекла ещё не устоялась, поэтому "цветением" или "болезнью" называют что угодно, любой приобретённый дефект поверхности стекляных изделий. Что именно имели в виду на Гелосе - сложно сказать.
Если это просто известковый налёт от слишком жёсткой воды - удаляется достаточно легко.
Если это структурные изменения самого стекла - не удаляются.
На экскурсии в Музее стекла нам рассказали, что часто "болезнь" стекла появляется из-за нарушения технологии производства: на ЛЗХС, например, в 50х годах пытались экономить некоторые составляющие шихты, из-за чего вещи тех лет без "болезни" практически не встречаются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей, спасибо! Была надежда, что есть все-таки общепринятый термин.
Сергей, посмотреть - только на фото с сайта Гелос. Только "цветения" на том фото не разглядеть.
Если каки-то чудом доберусь до предаукционной выставки, скажу, какое оно (но может не сложиться).

 

post-2239-1281941157_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо за снимок. На самом деле не видно "ни зги". Но в любом случае все эти "цветения", Anjey прав, только от нарушения технологии при варке стекла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То есть, неустранимое помутнение в результате неправильной эксплуатации - если мыли в кипятке - цветением считаться никак не может?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То есть, неустранимое помутнение в результате неправильной эксплуатации - если мыли в кипятке - цветением считаться никак не может?

"Сидю", вот, и думаю, - что же Вам, Мария, сказать? Ну, во-первых, в кипятке никогда не мыл. При мытье в горячей воде может измениться цвет изделия в целом(помутнеет, пожелтеет ...), а так, пятнами, это, наверное, все-таки производственный дефект, "от рождения".
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На фото на дне стакана следы похожие на дно плохо вымытых ваз для цветов. :blush2:
В таких вазах вода зацветает, так как там быстро размножаются бактерии. Цветы не любят такую воду и вянут.
Поэтому, желательно, мыть вазы для цветов с хлоросодержащем средством.
Такие же следы "цветения" бывают в емкостях для воды, например, графинах - органика, никуда от нее не деться...

Изменено пользователем madam butterfly
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То есть, неустранимое помутнение в результате неправильной эксплуатации - если мыли в кипятке - цветением считаться никак не может?

Я вот здесь публиковал хороший снимок структурного нарушения: http://artglass.su/forum2/index.php?showto...ost&p=25991

 

С уважением, Сергей

post-3654-1282597568_thumb.jpg

post-3654-1282597595_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Всем запоздалое (вчера сервер сгорел) большое спасибо за информацию!

 

Как это обычно бывает, совершенно случайно увидела статью про "больное" стекло в старом журнале "Антиквариат". Там сделена попытка классификации различных структурных нарушений (капельный налёт, кристаллический налёт) и анализа их причин на примере русского стекла XVIII-XIX вв. (Жалко, что хотя бы до начала XX не добрались).

 

На форуме этой статьи, кажется, пока нет. Придётся мне её сюда перепечатать: она полезная! Например, стало ясно, что один из моих флаконов, который я терпеливо, несколько месяцев подряд, вымачивала в пресловутой уксусной эссенции (помните этот универсальный совет для всех видов налётов?), демонстрирует начальные признаки разрушения - это выглядит как какие-то не то снежинки, не то разновидность плесени... Хорошая новость в том, что, как утверждает автор статьи, спирт всех нас спасёт. Ну, если и не спасёт, то существенно задержит процесс разрушения стекла, если стекло промывать спиртом раз в полгода (хотя для целей очищения налёта и восстановления прозрачности стекла спирт оказался полностью бесполезен - проверяла).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А как в этой статье предлагают бороться с внутренними трещинами, которые показал на artglass Сергей? Или в русском стекле XVIII-XIX вв подобный дефект не встречается?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Растрескивание встречается, даже шелушение. Русское стекло этого периода довольно плохо хранится, по причине использования при его изготовлении поташа. В отличие от налётов, растрескивание в статье определено как свидетельство затянувшегося процесса разрушения.
В качестве сдерживающей меры - наверное, тот же спирт (в статье это не конкретизируется). Потому что, второй, более профессиональный способ - кислотное просветление (это плавиковой кислотой?) - при трещинах противопоказан (трещины могут углубиться). Ещё рекомендуется соблюдать условия хранения: t не выше 18-20 гр. (правильно, в погреб его!)...., можно шкафы загерметизировать....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Растрескивание встречается, даже шелушение.

Брррр... Прямо страсти-мордасти какие-то. Что же это за стекло такое и где и кто его варил.
А поташ наверно ни при чем. Он при варке стекла используется всегда.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как-то в поиске информации о витражах столкнулась с любопытной статейкой о реставрации средневековых витражей (они тоже очень разрушаются из-за загрязнения воздуха)
Если кому интересно:
http://groh.ru/gro/gla/gla.html

Изменено пользователем HelenaK
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А поташ наверно ни при чем.

 

Ну, по крайней мере, написано, что он во всём виновен. Давайте, я лучше всю статью выложу сегодня-завтра, и Вы прокомментируете: что правдоподобно звучит, а что нет. А то не очень хочется устраивать испорченный телефон ))).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот: http://www.antique-salon.ru/forum/index.ph...mp;#entry202880

 

Это ещё не вся статья, она большая.

 

А шелушащиеся бокалы делали и на Бахметьевском заводе.))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот: http://www.antique-salon.ru/forum/index.ph...mp;#entry202880

 

А шелушащиеся бокалы делали и на Бахметьевском заводе.))

 

Неужели? :) Это кто такое сказал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"На Бахметевском заводе применяли смешанную технологию: в поташную шихту добавляли небольшое количество свинцового сурика, поэтому «больным» скорее окажется стекло завода Бахметева."

 

Заметьте, не я это предположила ))). Цитата из статьи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"На Бахметевском заводе применяли смешанную технологию: в поташную шихту добавляли небольшое количество свинцового сурика, поэтому «больным» скорее окажется стекло завода Бахметева."

 

Ну и что(что на Бахметьевском заводе применяли(если и применяли) смешанную технологию)? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну и что(что на Бахметьевском заводе применяли(если и применяли) смешанную технологию)? :)

 

Полагаю, что Вы не согласны с чем-то в перепечатанной мною статье о дефектах стекла. Но решили никому не говорить, с чем именно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"На Бахметевском заводе применяли смешанную технологию: в поташную шихту добавляли небольшое количество свинцового сурика, поэтому «больным» скорее окажется стекло завода Бахметева."
Цитата из статьи.

 

Прочитал статью внимательнейшим образом. Только так и не понял на основании чего появилась фраза "...поэтому "больным"..." и далее по тексту. Может быть в качестве аргументов автор считает снимки "больных" изделий? Если так, то здесь есть одно "но". Правильно сделали авторы каталога(альбома) откуда взяты эти снимки. О чем это я? О том, что везде в информации к снимкам после слов "завод Бахметьева" стоит его величество "?" (знак вопроса). Потому, что ни одно из этих изделий не является Бахметьевским. И даже тот бокал, где в описании этого знака нет. Портрет Витгенштейна был "популярен" и изображался часто.
Так что если поводом для появления этой фразы послужили магические слова "завод Бахметьева", то это неправильно. Все эти изделия скорее Императорского завода.
Если же говорить о "болезнях", то мое мнение(сразу оговорюсь - я не химик), что это результат: во-первых, и это главное, несоблюдения технологии при варке стекла . "Набодяжили-нахимичили" при составлении шихты - чего-то недоложили, чего-то переложили, ванна(горшок), где производилась варка были грязные или старые(а это опять примеси). Все это влияет на качество стекла. Т. е. строгое соблюдение технологии в этом деле это альфа и омега. Во-вторых, вторая причина "болячек" это воздействие каких-либо агрессивных(неблагоприятных) сред(условий) на каком-то этапе "жизни" этих изделий - начались изменения("болезнь") и продолжаются. Хотя вторая причина вытекает, все-таки, наверное, из первой. Иначе чем объяснить тот факт, что одни изделия "болеют", а другим хоть бы хны. И кислоты всякие в стекле хранят, и химикаты. Ну, а про пузырьки я уж и не говорю - это только от варки(некачественной). Вот такое мое мнение( комментарий к статье).
И, если можно, вопрос. А автор статьи Елена Стрелкова - она кто?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Cергей, большое спасибо за Ваше мнение!

 

Елена Стрелкова - старший научный сотрудник отдела русской и зарубежной керамики и стекла Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", реставратор I категории.

 

(Информация из того же журнала)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хочу еще уточнить по поводу принадлежности изделий, снимки которых приведены в статье. Говоря о том, что "все эти изделия скорее Императорского завода" я имел ввиду изделия из бесцветного стекла. Синяя и зеленая вазочки, зеленый кувшин - это Европа. Да и сливочник может быть оттуда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...