Перейти к контенту
Форум для коллекционеров антиквариата "Старина и Редкости"

Рекомендуемые сообщения

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 года спустя...
  • 1 год спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 года спустя...

В этом году отдыхал в санатории "Архангельское", много наснимал и всё великолепно! Поделюсь немного снимками. Новых объектов, по сравнению с уже приведенным, нет, но там, сколько не снимай, будет мало и по другому (освещение, ракурс и т.д.). Очень хорошее описание дворца, парка и всех других объектов содержится в капитальном труде об Архангельском http://www.antique-salon.ru/forum/index.ph...t&id=599824 , который стал признанной классикой по методикам изучения усадеб. Там и история, этапы становления и др. на основе сохранившихся документов. Теперь немножко фото.

Дворец

post-29492-1472320381_thumb.jpg

post-29492-1472320388_thumb.jpg

post-29492-1472320394_thumb.jpg

post-29492-1472320402_thumb.jpg

post-29492-1472320417_thumb.jpg

post-29492-1472320424_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Парк

 

Всё ухоженное, подстрижено, заняты этим постоянно бригады рабочих. Напротив дворца два закрытых здания санатория, построенных в середине 30-х годов. Ходят слухи, что их передадут музею. Они построены на месте оранжерей и повторяют их общее построение, только грандиознее. Они, на мой взгляд, не нарушают общей гармонии, не подавляют сам дворец, т.к. находятся довольно далеко.

post-29492-1472321081_thumb.jpg

post-29492-1472321088_thumb.jpg

post-29492-1472321093_thumb.jpg

post-29492-1472321099_thumb.jpg

post-29492-1472321109_thumb.jpg

post-29492-1472321119_thumb.jpg

post-29492-1472321125_thumb.jpg

post-29492-1472321130_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Особо выделил два фото. Это лиственницы но краям верхней террасы. В 30-х годах написано, что им более 200 лет, значит где-то к 300-м. Они были посажены вдоль ещё старого дворца Голицына, располагавшегося, по расчётам, на этом месте.

post-29492-1472321651_thumb.jpg

post-29492-1472321659_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Колоннада

 

О ней уже написано выше, дополню фото. Там сейчас проводятся некоторые тематические выставки.

post-29492-1472322017_thumb.jpg

post-29492-1472322021_thumb.jpg

post-29492-1472322031_thumb.jpg

post-29492-1472322039_thumb.jpg

Изменено пользователем борис1943
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Архангельском имеется ещё ряд построек, наиболее крупная из них- театр Гонзаго. Вроде-бы он был автором проекта, а вот сохранились его занавес и декорации, а это большая мировая редкость. Здание театра отрезано от всего имения шоссе, проложенным для проезда к имению вел. кн. Сергея Александровича в Ильинском. Так, что и тогда "наезжали" на этот усадебный шедевр!

 

Кое-какие фигуры

post-29492-1472323514_thumb.jpg

post-29492-1472323519_thumb.jpg

post-29492-1472323525_thumb.jpg

post-29492-1472323530_thumb.jpg

Изменено пользователем борис1943
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Знаменитое Архангельское связывается с семьёй Юсуповых, однако, как мне кажется, при этом затушовывается вклад в её развития предшественников, а именно – семьи Голицыных. Целесообразным представляется в этой теме напомнить кто были эти люди, что они сделали для становления усадьбы и как их усилия отразились на её сегодняшнем облике. Исторические процессы и жизненные ситуации мало способствовали сохранению документов того периода, в разных источниках приводятся разные даты, описания и т.п. Эти неточности в конкретных датах, которые я привожу ниже для ориентировки во времени, не значимо влияют на динамику развития усадьбы, поэтому прошу отнестись к этому снисходительно.

 

Начальный период Архангельского



Прежде Архангельское носило название Уполозы, по фамилии одного из владельцев — Алексея Ивановича Уполоцкого, и известно с 1537 года. Село было небольшое, но имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный еще в начале XVI в., который при новых владельцах периодически поновлялся. Позже село меняло владельцев
В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев, известный в истории России тем, что после окончания Смутного времени привез в 1613 г. Михаила Романова из Ипатьевского монастыря в Москву, а его отца – митрополита Филарета, позднее патриарха,– из польского плена. При Ф.И. Шереметеве вотчина состояла «из села Архангельского и деревни Захарковой» с населением примерно 100 человек.
В 1678г. его владельцем стал князь Я.Н. Одоевский. В Архангельском значатся «двор попов, двор боярский, двор ситный и 6 дворов дворовых». По его распоряжению на месте деревянной церкви, вероятно, под руководством крепостного зодчего Павла Потехина была возведена каменная. Тогда же село стало официально именоваться Архангельским.
С 1681 года вотчина перешла к князю М. Я. Черкасскому в качестве приданного его жены. К концу XVII в. вблизи храма посреди обнесенного решетчатым забором двора стояли рубленые жилые хоромы - три светлицы, связанные сенями. Рядом был еще один сруб – баня, а чуть дальше, вдоль забора, - поварня, ледник, погреб, конюшенный двор и амбары. Ко двору примыкали «огородец» и сад в полторы десятины (предположительно на месте современной усыпальницы). Вокруг усадьбы располагались хозяйственные постройки: скотный двор, конюшня, ткацкие избы и пильная мельница. Рядом под горою ближе к реке находились две оранжереи. Архангельское было типичной подмосковной вотчиной «средней руки» для снабжения столичных хозяев сельхозпродуктами и, если они там бывали, то редко.
С 1703 года усадьба в качестве приданного перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, женившемуся на Одоевской. До 1730 г. Дмитрий Михайлович, обремененный государственной службой в Петербурге, Архангельское не посещал. Так бы и могла усадьба остаться простым имением, «да несчастье помогло».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дмитрий Михайлович Голицын


(1665-1737)


Новый владелец Архангельского князь Д.М. Голицын начал службу комнатным стольником при царе Петре Алексеевиче. В 1697 году его и еще 38 молодых русских аристократов Петр I отправил в Италию для обучения навигационной науке.
Как и большинство деятелей петровского царствования, Д.М.Голицын, по возвращении из Италии, выступал в разных качествах: дипломата, полководца, гражданского и военного администратора, финансиста, царского советника. Он выполнял ряд дипломатических поручений в Константинополе, Польше и Саксонии.
В Северной войне его поставили во главе военного корпуса, посланного царем Петром в помощь союзнику - польскому королю и саксонскому курфюрсту Августу II Сильному. Голицыну были даны огромные полномочия: заверенные его подписью и печатью финансовые документы должны были приниматься в русских портах и таможнях наравне с деньгами.
С перемещением военных действий на Украину в 1707 году Д.М.Голицын был назначен киевским воеводой (после учреждения губерний — киевским губернатором). Ему приходилось решать не только административные, но и военно-политические задачи: готовить припасы для армии, строить крепости, воевать с приверженцами гетмана Мазепы, подавлять бунт Кондратия Булавина (восстание распространилось и на подведомственные ему территории). Голицыну было поручено проследить за маршрутом шведского короля Карла XII после бегства его из-под Полтавы и при удобном случае захватить его, но королю удалось укрыться в Турции.
Киев тогда был одним из крупнейших центров богословия и книгопечатания. Д.М.Голицын покровительствовал ученому духовенству и студентам-переводчикам из Киевской духовной академии. Экземпляр каждой новой книги, изданной в типографии Лавры, традиционно подносился в дар губернатору. Здесь же можно было приобрести древние рукописи и издания славянских первопечатников. В Киеве было положено начало знаменитой библиотеке Д.М. Голицына, самому ценному ее разделу — древнерусскому.
С 1718 по 1722 год Д.М.Голицын возглавлял Камер-коллегию, которая ведала государственными доходами. Под его руководством проходила первая ревизия (перепись податного населения). В эти годы он стал тайным советником и сенатором, был пожалован орденом Св. Александра Невского.
Зенит карьеры Д.М.Голицына приходится на царствования Екатерины I и Петра II. В 1725 году он получает чин действительного тайного советника и орден Св. Андрея Первозванного. Показательно, что за все царствование жены Петра Великого этой награды удостоены только два российских вельможи — Д.М.Голицын и А.И.Остерман.
В исторических трудах Д.М. Голицына часто именуют «Верховником» по самому известному делу его жизни — участию в Верховном тайном совете, созданном после смерти Петра I. Известен конфликт этого совета, идеологом которого был князь, с Анной Иоанновной. Тайный совет был распущен, его место занял Кабинет министров. За Д.М.Голицыным осталось звание старейшего сенатора, но оно теперь немного стоило. Кабинет отодвинул Сенат на второй план, князь перестал ходить на его заседания, ссылаясь на болезнь, да и действительно был тяжело болен подагрой. Наконец, в 1736 году разразилась катастрофа. По заурядному имущественному спору Голицыных с князьями Кантемирами было начато дело, которое вскоре раздули до невероятных размеров. В ходе следствия в библиотеке князя нашли запрещенные книги Макиавелли и Бокалини. Д.М.Голицын был обвинен в уклонении от службы и одновременно в злоупотреблении служебным положением, оскорблении величества и даже богохульстве. Его приговорили к смертной казни, замененной заключением в Шлиссельбургскую крепость. Младший сын «Верховника» Алексей Дмитриевич был разжалован и сослан в Кизляр низшим офицером. Старшего сына Сергея Дмитриевича тоже сочли нужным удалить из столицы и в 1736 году назначили губернатором в Казань, где он погиб от удара молнии в 1738г.
Все движимое и недвижимое имущество было отписано в казну, в т.ч. было конфисковано и село Архангельское.
Д.М.Голицын умер в заточении в 1737 году.
Арест и смерть Д.М.Голицына подвели черту под первым периодом в истории голицынского Архангельского.
В 1738 году усадьбу детальным образом описало дворцовое ведомство, возможно, опираясь и на материалы конфискации.
Согласно описи, в селе Архангельском «бывшего князя Голицына» имеется церковь Архангела Михаила с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, два жилых комплекса, два сада и две оранжереи.
Непосредственно вслед за церковью описаны старые хоромы, видимо, еще времени Одоевских. Многие части этого строения отмечены как ветхие, некоторые окна разбиты, мебели немного, часть ее тоже ветхая или изломанная. Трудно поверить, что в этих хоромах мог жить вельможа. Между прочим, в амбаре стоит «коляска садовая малая о дву колесах, колеса кованы, в ней обито трипом красным, подушка триповая красная шита золотом, попона суконная красная» и к ней два ветхих колесных стана. Эта коляска — почти единственное вещественное свидетельство пребывания в усадьбе хозяина. По богатству своего убранства она не может принадлежать никому другому. В ней барин объезжал свой сад.
Далее содержится описание хозяйственных построек, оранжерей, огорода и т.д., но это я упущу, посколько цель этого материала рассмотреть динамику изменения основных элементов усадьбы - парка и дворца.
Новый дом помещика с регулярным садом описан отдельно: «В том же селе вновь построены хоромы из брущатого сосноваго лесу. В них тринатцать покоев, в том числе посреди их сало и во оном сале под комель зделан фундамент кирпишной».
Напротив нового дома был разбит сад размером 190 на 150 саженей с перспективными дорогами, обсаженными кленом, липой и штамбовым деревом, и двумя партерами («около дву партир обсажено балбарисом»). Начата постройка садовой ограды: «Круг того саду поставлены столбы и зачато городить решеткою ис пильных брусков пятьдесят три звена, пильными ж досками семьдесят два звена».
К моменту конфискации усадьба в Архангельском не была достроена, шло ее становление. Привычный образ подмосковной, в которой «книгохранилище, кумиры, и картины, и стройные сады» призваны украшать досуг отошедшего от дел вельможи, - это из другой эпохи, куда менее суровой. Возможно, Д.М.Голицын, как человек передовой, сумел бы устроить свою вынужденную праздность в соответствии с идеалом века. Возможно, его усадьба могла бы стать образцом раннего усадебного строительства, но разразившаяся под занавес аннинского царствования катастрофа исключила это.
Конфискация в целом отрицательно сказалась на усадебном хозяйстве. Из Архангельского были вывезены и розданы другим владельцам почти все квалифицированные слуги, в частности садовники. Главному садовнику Федору Тяжелову предписали «быть в доме действительного тайного советника... Андрея Ивановича Остермана», садовнику Савве Половневу — в доме С.А.Салтыкова.
Около пяти лет Архангельское было в дворцовом ведомстве, пока в 1742 году, с переменой политической конъюнктуры, оно не вернулось к младшему сыну «Верховника» князю Алексею Дмитриевичу Голицыну.
Таким образом, именно при Д.М. Голицыне в общих чертах сложилась та планировка усадебного ансамбля, которая дошла до наших дней и которой Архангельское во многом обязано своим неповторимым обликом. Он перенес центр усадьбы на высокое, доминирующее место, а перед домом был разбит регулярный парк. Потомкам «Верховника» предстояло архитектурно оформить и завершить этот прекрасно угаданный пространственный образ.

post-29492-1472564364_thumb.jpg

post-29492-1472564373_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Алексей Дмитриевич Голицын


(1697 -1768)


Следующий владелец усадьбы младший сын «Верховника» А.Д. Голицын начал службу камергером невесты Петра II, княжны М.А.Меншиковой. В 1728 году он был назначен флигель-адьютантом к своему дяде, фельдмаршалу князю М.М.Голицыну, вскоре получил чин действительного статского советника. Анна Иоанновна в начале своего царствования сделала его судьей Московского судного приказа — должность незавидная, в стороне от столицы и двора. В 1737 году А.Д.Голицын пострадал одновременно со своим отцом. Высший суд обвинил его в злоупотреблении служебным положением. По именному указу от 9 января 1737 года А.Д. Голицын был лишен чинов, имений и под караулом отправлен прапорщиком в Кизляр.
Правительница Анна Леопольдовна в 1741 году возвратила А.Д.Голицына из ссылки, восстановила его в чине действительного статского советника и сделала сенатором. 3 октября 1741 года Голицыну были возвращены собственные его имения, пока еще без отцовских.
После свержения малолетнего императора Иоанна Антоновича и регентши Анны Леопольдовны новая государыня Елизавета Петровна подтвердила его сенаторское звание и в 1742 году, ровно через пять лет после аннинского приговора, своим указом возвратила А.Д.Голицыну приписанное к дворцу движимое и недвижимое имение его родителей и брата Сергея.
В елизаветинское царствование А.Д.Голицын достиг чина действительного тайного советника, стал кавалером ордена Св. Александра Невского. Он занимался обычными сенатскими делами, участвовал в разных комиссиях: о делах с башкирами, об образовании Московского университета и др.
Переход в новую — екатерининскую — эпоху прошел для Алексея Дмитриевича также безболезненно. Он был в числе сенаторов, сопровождавших Екатерину II в Москву на коронацию, и получил орден Св. Андрея Первозванного. Когда коронационные торжества кончились, Алексей Дмитриевич в Петербург не вернулся, а по своему прошению был уволен от всех дел и поселился в старой столице. Последние годы он почти полностью посвятил воспитанию своего долгожданного сына Николая, родившегося, когда отцу был уже шестой десяток.
Несмотря на унаследованные от отца и брата имения, А.Д.Голицын не жил на широкую ногу. Он был прижимист, «крепок на деньги». Доходы князя были невысоки по причине очень низкого оброка, которым он облагал своих крестьян. Для них это был настоящий «золотой век». Кроме того, он содержал в своих подмосковных имениях около 35 человек богадельников — старых и больных крестьян и дворовых.
А.Д.Голицын не имел таких широких интеллектуальных интересов, как отец и старший брат, не получил сколько-нибудь основательного образования, но, с точки зрения человеческих качеств и служебной честности, был образцом для современников. Скончался он в Москве и был похоронен в родовой усыпальнице Голицыных — Богоявленском монастыре.
Мало что известно о строительстве в Архангельском при Алексее Дмитриевиче. Как человек бережливый, он позаботился, чтобы все конфискованное имущество было возвращено на место. Но занятый по службе, он не мог постоянно следить за порядком в усадьбе. До нас дошло свидетельство очевидца о состоянии барского дома в Архангельском в начале 1740-х годов - рассказ графа М.И.Воронцова. В 1744 году тот сопровождал императрицу в Ново-Иерусалимский монастырь и, узнав, что по дороге находится «необычайно красивое поместье, которое прежде принадлежало сосланному императрицей Анной сенатору и так называемому российскому Макиавелли князю Дмитрию Голицыну», заехал туда. Он увидел «среди прочего целую комнату, полную превосходных итальянских и брабантских картин, которые, однако, находились в таком плохом состоянии, что некоторые из самых больших и дорогих картин висели частью покрытые плесенью, частью продырявленные, другие лежали сваленными в кучу».
Между тем хозяйственная жизнь в усадьбе не замерла. Пойменные земли по берегам Москвы-реки традиционно использовались как пастбища. Все владельцы, в том числе и Голицыны, разводили здесь лошадей. Еще одним традиционным промыслом для обитателей москворецких берегов были лесопилки. По Москве-реке из можайских лесов сплавляли лес, его пилили и на собственные нужды и на продажу.
В 1763 году Архангельское было описано чиновниками, проводившими «Генеральное межевание» — тотальную опись всех земельных владений по стране. В «экономических примечаниях» к межевому плану сказано: «Село на левом берегу Москвы реки, церковь каменная Архангела Михаила. Господский дом на каменном фундаменте деревянный, при нем сад регулярный с плодовитыми деревьями. Фабрика полотняная, завод конской, в нем лошади немецкие и неаполитанские. Два озера: аскоевское и общее, в них разная мелкая рыба. На речке Гортанке пильная мельница об двух рамах».
Со времени возвращения Архангельского наследнику «Верховника» прошло два года, но видно, что хозяин не очень заботится о развитии усадьбы. Возможно, что предпринятое им возвращение конфиската и сыграло какую-то роль в последующем внутреннем оформлении усадьбы. Однако его основная заслуга в другом – он содействовал и принимал меры для воспитания будущего владельца усадьбы и строителя дворца!

post-29492-1472564467_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Николай Алексеевич Голицын


(1751–1809)


Николай Алексеевич Голицын (1751–1809) стал владельцем Архангельского в начале 1768 года, после смерти отца. Перестройка дедовской усадьбы в европейском стиле во многом определилась тем образованием и воспитанием, которые он получил.
Сначала князь учился дома под руководством весьма образованного гувернера-француза. После долгих колебаний старый князь осенью 1766-го решился отправить единственного сына за границу.
За это время его отец умер, и Екатерина II назначила несовершеннолетнему князю пятерых опекунов - радственников. Все опекуны были образованными и влиятельными вельможами. Обязанности главного опекуна взял на себя вице-канцлер А.М.Голицын.
Молодой князь провёл 1 год в Стокгольме, провел два года в Страсбургском университете, а затем отправился путешествовать по различным европейским странам. Начало этого трехлетнего вояжа довольно подробно описано в дневнике, который Николай Алексеевич вел по настоянию своих воспитателей. Из этого документа мы узнаем, что юноша познакомился с достопримечательностями Швейцарии, побывал на минеральных водах в Спа, объездил многочисленные германские княжества и, наконец, приехал в Италию. Там он прожил больше года, и его дневник донес до нас восторженные отзывы о Венеции, Риме, Неаполе и других городах. В Риме Николаю Алексеевичу давал уроки живописи известный пейзажист Я.Ф.Хаккерт, вместе с которым он часто выезжал на этюды.
В начале 1772 года путешественник отправился во Францию. Он объездил все загородные резиденции французского короля и был благосклонно принят в Версале, особенно при дворе дофина. Голицын посещал балы, устраиваемые будущей королевой Марией Антуаннетой, которая даже танцевала с ним. Князь познакомился со многими знаменитостями: с Вольтером, Дидро, с известными художниками, скульпторами, учеными. За границей юный путешественник нередко встречался со своими соотечественниками: в Спа он отдыхал вместе с княгиней Е.Р.Дашковой, в Италии тесно общался с И.И.Шуваловым, во Франции был частым гостем в доме графа А.С.Строганова, где собиралось много других русских. Визиты в Голландию и Англию оказались довольно краткими (в каждой из этих стран он провел меньше месяца). В Петербург князь приехал в июне 1773 года.
Сразу по возвращении в Россию двадцатидвухлетнему Голицыну был пожалован придворный чин камер-юнкера, а через год камергера. Титул, хорошее образование и воспитание обеспечили князю благосклонный прием при дворе: его имя постоянно мелькает в камер-фурьерских журналах в числе лиц, обедавших за одним столом с императрицей, где он нередко бывал распорядителем. В 1783 году он стал действительным камергером
Принимая во внимание титул, образование и связи Голицына, его дальнейшую карьеру нельзя назвать блестящей. Еще в юности он заявлял, что придворная жизнь ему не по душе и поэтому не прилагал особых усилий к продвижению по служебной лестнице. В 1792 году Николай Алексеевич, имея уже чин тайного советника, был назначен сенатором. В августе 1798 года он ушел в отставку. Это произошло в период гонений на многих придворных, когда Павлу I всюду мерещились заговоры. Николай Алексеевич оказался в числе попавших в опалу лиц и был сослан в Москву.
Князь, покинув Петербург, занимался своими усадьбами Архангельским и Никольским-Урюпино, которые принесли ему гораздо большую известность, чем служба при дворе. Хотя Николай Алексеевич унаследовал от отца довольно благоустроенное имение с большим деревянным домом, великолепным садом и оранжереями, он не мог удовлетвориться патриархальной добротностью старых дедовских построек. Повидав в Европе много замечательных загородных дворцов и замков, он задумал создать у себя нечто подобное. Эта мысль Николай Алексеевич высказал дяде вице-канцлеру А.М.Голицыну. «Я одобряю ваше намерение украсить Архангельское садами и постройками на английский манер», — писал он племяннику в октябре 1776 года. Однако осуществлять свои прожекты князь начал позже.
В силу определённых семейных обстоятельств, связанных с женитьбой, он на три года удалился за границу. Путешествуя по Европе, Голицын не забывал о своих планах. Еще во время вояжа 1770–1773 годов он пристально приглядывался ко многим европейским усадьбам и паркам и даже интересовался планами некоторых из них. Сейчас интерес князя приобрел более прикладной характер. В Париже, например, он заказал французскому архитектору Ш.Герну проект будущего дворца в Архангельском. «Через три года я вновь вернусь на родину, — писал Николай Алексеевич вице-канцлеру из Лейпцига 26 сентября 1777 года, — чтобы насладиться жизнью в моей усадьбе, так как, откровенно говоря, я совершенно не создан для службы при дворе».
Голицыны вернулись из-за границы в конце 1780 года и вскоре после этого занялись своей подмосковной. В августе 1783 года князь привез в усадьбу шведского инженера Иоганна Эрика Норберга, который следующим летом построил две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды служили резервуаром воды для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Это весьма дорогостоящее сооружение позволило хозяину завести у себя еще одну диковинку для подмосковных усадеб того времени — фонтаны.
В том же 1784-м началось строительство дворца. В его основу был положен упомянутый выше проект Герна.
Работы велись под руководством зодчего, который хорошо знаком с принципами архитектуры классицизма, а также был с прекрасным чувством меры и красоты. Небольшой и чрезвычайно лаконичный по своему архитектурному решению дворец в Архангельском всегда удостаивался самой высокой оценки историков искусства. Несмотря на многие, более поздние переделки в усадьбе, он дошел до наших дней почти без изменений. Были перестроены лишь примыкающие к нему флигеля: в голицынский период парадный двор был открытым и сквозная колоннада завершалась одноэтажными зданиями (одно из которых использовалось под театр, а второе — под кухню). Благодаря этому вся постройка выглядела более стильной, легкой и изящной. Дворец изобилует выходами, что было сделано преднамеренно, чтобы «слить его интерьеры с воздушным объемом парка». Такая связь внутренних покоев с окружающей природой, подчеркивающая загородный характер дома, предусматривалась для обоих этажей: почти всем наружным дверям внизу соответствовали двери, ведущие на балконы, наверху. Кроме того, галерея, устроенная над колоннадой двора и соединенная с балконами второго этажа, предоставляла возможность гулять и любоваться окрестностями, не спускаясь в парк.
Одновременно со строительством дворца велись работы по переустройству парка. На чертежах, сохранившихся в архиве Голицыных, есть имя автора проекта двух террас перед южным фасадом дворца — Джакомо Тромбара. Анализ общей планировки парка, который «тремя террасами, по примеру итальянских вилл, спускается к обрыву над старым руслом Москвы-реки», наводит на мысль, что итальянский архитектор не только оформил холм, где стоит дворец, но оказал значительное влияние на замысел в целом. Плато двух верхних террас разрезали аллеи, дорожки, газоны, оно было обнесено балюстрадой и украшено скульптурой. Подпорная стена у основания второй террасы при Голицыных, как и сейчас, дробилась сдвоенными рустованными пилястрами, увенчанными парными бюстами античных полководцев и героев. Однако в пространстве между ними были бюсты в нишах, над которыми располагались вытянутые барельефные панно. Эти две террасы, при взгляде от реки, служили своеобразным постаментом величественного здания дворца.
Обширная третья терраса, доходящая до самого обрыва над Москвой-рекой, вместила в себя регулярный французский парк с его необычайно большим партером. В конце XVIII века такие парки уже считались анахронизмом, но Николай Алексеевич начинал свои работы не на пустом месте: еще в 1730-е годы его дед Дмитрий Михайлович разбил здесь сад.
На краю обрыва были симметрично поставлены две оранжереи, устройство которых несколько отличалось от аналогичных построек в других подмосковных усадьбах: их стеклянные стены располагались между двумя каменными кубическими павильонами, тогда как обычно подобный павильон строился в центре. Построены Римские ворота, которые являлись данью модному в то время увлечению античными руинами.
За оранжереями, стоявшими на самой границе третьей террасы, сразу начинался крутой спуск к Москве-реке. В результате умелой и оригинальной планировки террас возник удивительный, вызывающий иллюзию бесконечной перспективы визуальный эффект. Этот эффект усиливался видом на луга, простирающиеся за Москвой-рекой. Сама река тоже стала объектом грандиозных работ по переустройству усадьбы. На межевом плане 1767 года она показана сразу под обрывом, в то время как на планах начала XIX века — на некотором расстоянии от него. Изменился также изгиб ее русла. Это наводит на мысль, что Москву-реку сдвинули к югу, существенно расширив при этом площадку на берегу и образовав таким образом довольно обширную четвертую террасу. Планы начала XIX века и сохранившийся рельеф позволяют предположить, что на территории этой самой нижней террасы и на северо-запад от нее был разбит пейзажный парк. Заслугу его создания часто приписывают Н.Б.Юсупову, однако, многие источники указывают на то, что он возник при Голицыных. Например, упоминавшийся выше шведский инженер Норберг отмечал в 1785 году, что устраиваемые им на речке Горятинке пруды предназначались не только для приведения в движение гидравлической машины и пильной мельницы, но и для того, чтобы украсить английский парк, который хозяин предполагал разбить на этом месте. О том, что планы были осуществлены, можно узнать от Н.М.Карамзина. Знаменитый историк посетил Архангельское в 1803 году и оставил свои впечатления от увиденных там садов, которые, по его оценке, «вкусом и великолепием <…> могли удивить самого британского лорда». Он писал: «Рощи, где дикость природы соединяется с удобностями искусства, и всякая дорожка ведет к чему-нибудь приятному — или к хорошему виду, или к обширному лугу, или к живописной дичи — наконец, заступают у нас место так называемых правильных садов, которые ни на что не похожи в натуре и совсем не действуют на воображение».
В западной части регулярного парка был устроен комплекс, получивший название «Каприз», который сам по себе образовывал миниатюрную усадьбу в усадьбе. Там стоял небольшой одноэтажный жилой дом, дошедший до наших дней сильно переделанным. С севера к нему под прямым углом прилегало вытянутое деревянное здание библиотеки, центральный кирпичный павильон которого был увенчан куполом. Сейчас осталась лишь центральная кирпичная часть. С юга комплекс замыкался манежем. Его изолированность подчеркивалась решетчатой железной оградой с тридцатью каменными столбами, увенчанными мраморными вазами. Внутри был разбит небольшой садик с цветочным партером, в центре которого стояла статуя Амура с луком.
Входящее в комплекс «Каприз» здание библиотеки было специально построено для того, чтобы перевезти туда знаменитое книжное собрание, доставшееся Николаю Алексеевичу от деда. Во время своего первого и второго пребывания за границей Николай Алексеевич приобрел много новых печатных изданий. После возвращения домой князь продолжил комплектование библиотеки. Насколько высоко наследник ценил дедовские рукописи и печатные издания, можно судить по тому факту, что, благоустраивая Архангельское, он заказал итальянскому архитектору Джованни Петонди специальное здание. Когда строительство закончили и были изготовлены шкафы, князь перевез библиотеку из московского дома в усадьбу. Именно в этот период она получила название «Архангельская», так как на книги был наклеен знаменитый экслибрис «Ex Bibliotheca Arcangelina».
Работы в усадьбе продолжались вплоть до начала XIX века, то есть до самой смерти Голицина.
Голицыну не хватило жизни, чтобы полностью реализовать свои планы: не полностью отделан дворец снаружи и часть комнат внутри, не достроили западную оранжерею, не были завершены кое-какие другие работы.
Павел I посетил Архангельское 18 апреля 1797 года на своем пути из Ново-Иерусалимского монастыря в Москву.
Таким образом, Архангельское возникло и обрело известность в тот период, когда усадьба принадлежала Голицыным. Юсупову Архангельское досталось практически полностью исполненным по проекту, который не притерпел в последующем существенных изменений и определил всё великолепие усадьбы.

post-29492-1472564567_thumb.jpg

post-29492-1472564689_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Усадьба Архангельское на картинах художников


Здесь речь идёт, в основном, не о произведениях искуства, хранящихся и демонстрируемых в музее, а о картинах, на которых изображены объекты усадьбы. Среди них есть работы разных веков и наших современников, разных авторов (известных и не очень) и разных художественных направлений и техник. На территории парка часто можно увидеть группы детей, рисующих вместе с педагогами.

post-29492-1472982807_thumb.jpg

post-29492-1472982814_thumb.jpg

post-29492-1472982820_thumb.jpg

post-29492-1472982828_thumb.jpg

post-29492-1472982839_thumb.jpg

post-29492-1472982846_thumb.jpg

post-29492-1472982851_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...