Перейти к контенту
Форум для коллекционеров антиквариата "Старина и Редкости"

Рекомендуемые сообщения

Итак, сколько мы знаем шаржированных портретов известных деятелей искусств, выполненных по эскизам Кукрыниксов и не только ими?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, и Кировских деятелей можно подсчитать, хотя все они были также выполнены на ЛФЗ
М.б. и не пять :smiles-sanuzel-11:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, да, ЛФЗ и Кировские -разные. Но персонажей - 5? А. кто ещё? Заинтриговала!

Изменено пользователем Gally
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я к этому, дорогая Галочка, и стремилась. Можно в теме поименно всех назвать или показать

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Итак, начнем наш совместный мозговой штурм. Показываю карикатуру на известного деятеля культуры (?), которой со мной поделился на этой неделе наш форумчанин, сфотографировав этого чудика в компании с шаржами Кукрыниксов на одной полке в хранилище серьезного сибирского музея.
Вопросов, собственно говоря, всего три:
- кто изображен
- где этот чудик сделан
- период изготовления данной карикатуры

 

В следующем посте я выдвигаю свою версию ответа на один из поставленных вопросов, мне кажется, так будет интереснее для всех, чтобы я своим мнением не "спугнула" иные варианты ответа. Свою идею публикую в скрытом режиме.

post-56-1437286677_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Данная скульптура изображает известного карикатуриста Бориса Ефимова, прославившегося карикатурой в соавторстве со Сталиным о "русской опасности в Арктике" для американцев. Публикую отрывок воспоминаний художника, в котором все подробно будет разъяснено:

 

Редактором "Правды" был еще тот же Поспелов, но мне почему-то позвонил редактор "Известий" Леонид Ильичев:
— Вот что, — сказал он, — вам надлежит завтра к 10 часам утра быть в ЦК, в зале, где проходит дискуссия по книге Александрова о западноевропейской философии. Пропуска не надо. Часовой будет предупрежден. Назовите только свою фамилию.
— Одну минуточку, Леонид Федорович, — удивился я, — а какое, собственно, отношение я имею к зап...
— К десяти утра, — повторил Ильичев и положил трубку.
Придя в ЦК, где уже раздавались последние звонки, приглашавшие в зал заседаний, я растерянно озирался в опустевшем фойе, размышляя, зачем мне, собственно, идти слушать эту дискуссию и не лучше ли, поскольку мой приход зафиксирован у караульного, спокойненько вернуться домой.
Но в этот момент ко мне подлетели два запыхавшихся товарища в одинаковых "партийных" габардиновых кителях.
— Вы Ефимов?
Получив утвердительный ответ, они, не говоря больше ни слова, схватили меня под руки и рысью помчались вместе со мной за кулисы через весь переполненный зал, аудитория которого с удивлением смотрела на это странное зрелище. Подведя к дверям одного из помещений, один из них (то был А. Н. Кузнецов, впоследствии министр культуры) сказал:
— Пройдите к Андрею Александровичу, — и внушительно добавил: — К товарищу Жданову.
В этом разъяснении не было тогда никакой надобности — Жданов был тогда достаточно значительной персоной: член Политбюро, секретарь ЦК и к тому же состоял в родстве с Хозяином — сын Жданова Юрий стал вторым мужем дочери Сталина Светланы.
Жданов любезно пригласил меня сесть на один из стоявших у стены стульев и сам уселся рядом.
— Мы вот почему вас побеспокоили, — начал он. — Вы, наверное, обратили внимание на сообщение в газетах о военном проникновении американцев в Арктику под тем предлогом, что из Арктики им грозит "русская опасность"? Товарищ Сталин сказал, что "это дело надо бить смехом". Товарищ Сталин вспомнил о вас и просил переговорить, не возьметесь ли вы нарисовать карикатуру на эту тему.
Не скрою, что при словах "товарищ Сталин вспомнил о вас..." у меня захолонуло сердце. Я слишком хорошо знал, что попасть в орбиту воспоминаний или внимания товарища Сталина смертельно опасно.

post-56-1437287162_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жданов продолжал:
— Товарищ Сталин так примерно представляет себе этот рисунок: генерал Эйзенхауэр с огромным войском рвется в Арктику, а тут же рядом стоит простой американец и спрашивает: "В чем дело, генерал? К чему такая бурная военная активность в этом безлюдном районе?" А Эйзенхауэр отвечает: "Как? Разве вы не видите, что нам отсюда грозит русская опасность?" Или что-то в этом роде.
— Нет-нет. Зачем же что-нибудь другое, — поспешно сказал я. — По-моему, так очень здорово. Позвольте, Андрей Александрович, я так и нарисую.
— Что ж, пожалуйста, — сказал Жданов. — Я так и передам товарищу Сталину.
— Позвольте, Андрей Александрович, только один вопрос.
— Пожалуйста.
— Когда это нужно?
— Когда? — Жданов на секунду задумался. — Ну, мы вас не торопим. Но задерживать особенно не надо.
Уже по дороге домой я начал размышлять над этим туманным ответом. "Мы вас не торопим" — значит, если я нарисую карикатуру через день или два, могут сказать: "Поторопился. Несерьезно отнесся к заданию товарища Сталина. Схалтурил...". Это ох как опасно. А если принести рисунок через четыре-пять дней, могут сказать: "Задержал... Затянул. Не учел оперативности задания товарища Сталина...". Это еще опаснее.
Я решил избрать "золотую середину": приступить к работе завтра, закончить через день и на третий день позвонить в секретариат Жданова, что все готово.
Так я и поступил. Наутро положил большой лист ватмана (обычные рисунки для газеты я делал на четвертушке листа, но в данном случае...) и, не спеша, принялся за работу. Изобразить генерала Эйзенхауэра на "виллисе" у стереотрубы, возглавляющего грозную армаду танков, пушек и самолетов, а также рядом с ним "простого американца" не представило особого труда. Но как изобразить в смешном виде ("...Это дело надо бить смехом...") мифическую "русскую опасность" — предлог для вторжения? Подумав, я нарисовал маленькую юрту, возле которой стоит одинокий эскимос, с удивлением уставившийся на приближающееся воинство. Рядом с ним — маленький эскимосик, держащий популярное в ту пору шоколадное мороженое на палочке, так называемое эскимо. Так же удивленно смотрят на Эйзенхауэра и его армию два медвежонка, олень, морж и... пингвин, который, как известно, в Арктике не водится.
Выполнив весь этот эскиз в карандаше, я решил, что на сегодня этого с меня хватит. Я отложил рисунок в сторону, сладко потянулся и... в эту минуту прозвенел телефонный звонок:
— Товарищ Ефимов? Ждите у телефона. С вами будет говорить товарищ Сталин.
Я встал. После довольно продолжительной паузы я услышал легкое покашливание и знакомый миллионам людей голос:
— С вами вчера говорил товарищ Жданов по поводу одной сатиры. Вы понимаете, о чем я говорю?
— Понимаю, товарищ Сталин.
— Вы там изображаете одну персону. Вы понимаете, о ком я говорю?
— Понимаю, товарищ Сталин.
— Так вот, эту личность надо изобразить так, чтобы она была, как говорится, вооружена до зубов. Самолеты там всякие, танки, пушки. Вам понятно?
На какую-то долю секунды в отдаленных извилинах мозга промелькнуло нелепое-озорное: "Товарищ Сталин! А я так уже и нарисовал! Сам догадался!" Но вслух я, естественно, ответил:
— Понятно, товарищ Сталин.
— Когда мы можем получить эту штуку?
— Э-э... Товарищ Жданов сказал, что не надо торо...
— Мы хотели бы получить это сегодня к шести часам.
— Хорошо, товарищ Сталин.
— В шесть часов к вам приедут, — сказал Хозяин и положил трубку.
Я взглянул на часы — половина четвертого, потом с ужасом посмотрел на рисунок. Надо было еще уточнить разные детали, пока только эскизно намеченные карандашом, потом обвести весь этот сложный многофигурный рисунок тушью, стереть следы карандаша, написать текст — работы, по меньшей мере, на целый день. И я почувствовал себя в шкуре шахматиста, попавшего в жесточайший цейтнот, когда нет ни одной лишней секунды на обдумывание, поиск вариантов, исправление ошибок, а надо делать только самые точные, единственные, безошибочные ходы. Но у шахматиста остается возможность отыграться в другой партии. У меня такой возможности не было. Я знал, что Хозяин не любит, когда не выполняют его указания. Когда ему доложат, что рисунок к сроку не получен, он, скорее всего, поручит товарищу Берии "разобраться". А Лаврентию Павловичу Берии понадобится не более сорока минут, чтобы выбить из меня признание, что я сорвал задание товарища Сталина по заданию американской разведки, на службе которой состою много лет. Тем более что при феноменальной памяти, вернее злопамятности, Сталина он отлично знал, что я родной брат Михаила Кольцова, который был по его указанию арестован и расстрелян как "враг народа" еще до войны. Кто мог знать, как поступит в том или ином случае этот страшный, непредсказуемо капризный человек... Но, видно, так мне было на роду написано, что каким-то чудом я успел закончить рисунок и вручить его приехавшему ровно в шесть часов фельдъегерю.
Следующий день прошел без всяких событий, но наутро раздался телефонный звонок: "Товарищ Жданов просит приехать к нему в ЦК к часу дня".
"Зачем я мог понадобиться? — подумал я. — Если рисунок не понравился, то зачем бы стали меня вызывать? Чтобы поставить об этом в известность? Вряд ли возможны такие церемонии. Просто вызвали бы другого художника, скорее всего, Кукрыниксов. А если понравился? Тогда в лучшем случае известили бы через секретаря по телефону. Нет, тут явно речь может идти о каких-то поправках. Каких же? Можно предположить два варианта. Первый: Сталин нашел, что мало похож Эйзенхауэр, которого я недавно видел, — тот приезжал в Москву и стоял рядом с Хозяином на параде физкультурников. Второй: не похоже изображенное мною на рисунке северное сияние. Я тщательно перерисовал его из Большой советской энциклопедии, но ведь Сталин его созерцал лично в Туруханской ссылке".
Жданов любезно пошел мне навстречу из глубины своего огромного кабинета и, дружелюбно поддерживая за талию, подвел к длиннющему столу заседаний, стоящему перпендикулярно к монументальному письменному столу. Именно на столе заседаний я увидел свой рисунок.
— Ну, вот, — сказал он, — рассмотрели и обсудили. Есть поправки. Они сделаны рукой товарища Сталина, — добавил Жданов, многозначительно посмотрев на меня. Я молча склонил голову.
— Кстати, — продолжал он, — полчаса назад товарищ Сталин звонил и спрашивал, пришли ли вы уже. Я сказал, что вы уже здесь и ждете у меня в приемной.
"Фантасмагория, — подумал я. — Кошмарный сон. Сталин спрашивает Жданова обо мне... Ну и ну... Рассказать об этом — кто поверит?.."
Посмотрев еще раз на свой рисунок, я сказал:
— Андрей Александрович! Насколько я вижу, поправки, в общем, относятся больше к тексту, а по рисунку, как будто...
— Да, да, — сказал Жданов, — по рисунку в общем нет возражений. Правда, некоторые члены Политбюро высказывали мнение, что у Эйзенхауэра слишком акцентирован зад. Но товарищ Сталин не придал этому значения. Да, по рисунку все в порядке.
Какие же поправки были внесены в мой рисунок "рукой товарища Сталина"? Прежде всего, сверху листа было красным карандашом начертано печатными буквами "ЭЙЗЕНХАУЭР ОБОРОНЯЕТСЯ" и подчеркнуто легкой волнистой линией. Ниже, где-то под ногами удивленного эскимоса, тем же красным карандашом написано "Се"... Но тут красный карандаш, видимо, сломался, дальше уже простым (черным) — "...верный полюс", а пониже, по краям рисунка, — "Аляска" и "Канада".
— Товарищ Сталин сказал, — пояснил мне Жданов, — надо, чтобы было абсолютно ясно, что это Арктика, а не Антарктика.
Затем Хозяин взялся за написанный мною под рисунком текст. Слова "бурная активность" он заменил на "боевая активность", а "в этом мирном районе" — на "в этом безлюдном районе". В написанном мною "...какие здесь сосредоточены силы противника" он, подобно заправскому литредактору, одним решительным штрихом переставил слова, так что получилось — "...какие силы противника сосредоточены здесь".
Фразу "Один из противников уже замахнулся на нас гранатой" (этим я хотел юмористически "обыграть" шоколадное эскимо в ручонке эскимосика), Вождь вычеркнул целиком и вместо нее написал: "Как раз отсюда идет угроза американской свободе". Вождь и Учитель этим, однако, не удовлетворился: когда он звонил Жданову и спрашивал обо мне, то заодно велел в последнем предложении зачеркнуть начальные слова "как раз" и вместо них написать "именно", что Жданов и исполнил.
С этими поправками карикатура "Эйзенхауэр обороняется" была через два дня напечатана в "Правде". Надо сказать, что от внимания читателей не ускользнул изображенный среди обитателей Арктики пингвин. Посыпались ехидные замечания, но, когда стало известно, что рисунок одобрен Хозяином, критики прикусили языки и наличие пингвинов в районе Северного полюса было таким образом высочайше узаконено. А карикатура вошла в историю многолетней "холодной войны" как одна из первых сатирических стрел, запущенных в бывших союзников по антигитлеровской коалиции".

post-56-1437305998.jpg

post-56-1437306064.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мне не хотелось бы пока открывать два моих поста, может быть, я не права, но версия у меня просто занимательная!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот что ещё приходит на память - Самуил Маршак, "Пингвин".

 


Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

 


Или:
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.

 

:to_become_senile:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хочется услышать поболее вариантов ответа, давно на форуме не было увлекательных тем. Мне самой интересно, права я или нет. Как скомандуете " Открывай свою версию", так открою

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я исхожу из мысли, что это скорее дружеский шарж, а не карикатура. Карикатуру не стали бы воплощать в фарфоре.
ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если мне не изменяет память, я видела эту фигурку в Дулевском музее, чуть менее года назад. Она миниатюрна, стояла на полке с работами П.М. Кожина. Но тогда еще работы не были хорошо отсортированы по авторам, на одной полке встречались работы разных авторов. На наши вопросы по поводу этой фигурки и её автора смотритель ничего внятного не ответила. Загадка, которую очень интересно отгадать!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если мне не изменяет память, я видела эту фигурку в Дулевском музее, чуть менее года назад. Она миниатюрна, стояла на полке с работами П.М. Кожина. Но тогда еще работы не были хорошо отсортированы по авторам, на одной полке встречались работы разных авторов. На наши вопросы по поводу этой фигурки и её автора смотритель ничего внятного не ответила. Загадка, которую очень интересно отгадать!

 


Спасибо, Юленька, за любопытную информацию. Значит уже в двух музеях страны присутствует сей экспонат

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В подтверждение моей версии привожу шарж Бронислава Малаховского - Самуил Маршак. Правда, ракурс не тот.

post-28335-1437310868.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У меня иной вариант...подчас интересен не сам ответ на вопрос, а поиски ответа...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще у Кукрыниксов были иллюстрации к "Золотому теленку". Кто то из персонажей? Однако не могу не сказать - это фигурка не из ряда общеизвестных шаржей деятелей искусств. Что то самостоятельное.

Изменено пользователем Василевс
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Открываю свой вариант ответа
Хорошая была тема, не на один день поисков для всех

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Всё очень увлекательно и здорово, Марина Алексеевна, спасибо! Копался в рисунках Кукрыниксов, что-бы обнаружить намёки на персонаж. Остановился на С.Маршаке и В. Иванове, как возможных. Всё оказалось гораздо сложнее. Вероятно, такие случаи обнаружения новых произведений на форуме довольно редки? И как будет дальше? Кстати, на рис. не обнаружил пингвина! Крыша, как говорят, поехала...?
С уважением ...
Р.S. Судя по внимательности и дотошности соавторов к содержанию карикатуры возникает предположение, что они оба не знали, где водятся пингвины. Внимание Б.Е. должно быть обусловлено учётом возможных последствий таких шуток, ярко описанных в приведенном фрагменте воспоминаний. В таком случае дружеский шарж, как мне кажется, переходит в сатиру. Может поэтому работа в запасниках?

Изменено пользователем борис1943
  • За 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Всё очень увлекательно и здорово, Марина Алексеевна, спасибо! Копался в рисунках Кукрыниксов, что-бы обнаружить намёки на персонаж. Остановился на С.Маршаке и В. Иванове, как возможных. Всё оказалось гораздо сложнее. Вероятно, такие случаи обнаружения новых произведений на форуме довольно редки? И как будет дальше? Кстати, на рис. не обнаружил пингвина! Крыша, как говорят, поехала...?
С уважением ...
Р.S. Судя по внимательности и дотошности соавторов к содержанию карикатуры возникает предположение, что они оба не знали, где водятся пингвины. Внимание Б.Е. должно быть обусловлено учётом возможных последствий таких шуток, ярко описанных в приведенном фрагменте воспоминаний.

 

Полагаю, что фарфоровый шарж создан после войны. Не на ЛФЗ. Фотографии дна у меня, увы, нет.
Возможно по наброскам Кукрыниксов, высмеявших таким образом его пингвинов в Арктике (думаю, что пингвины в приведенном рисунке просто оказались обрезанными).
Портретное сходство этого музейного экспоната с Борисом Ефимовым считаю бесспорным.
Но всегда есть место дружеской дискуссии, ведь так?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Большее сходство, мне кажется, есть с Бабелем. Но как связать его с темой пингвинов? Но была карикатура Кукрыниксов на Бабеля 1927 г., на которой писатель изображён в будёновке, шубе и круглых очках. Может быть есть какая-то ассоциативная связь шуба-холод-пингвин...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Загадка. Интрига. Сенсация - остаются!
Кукрыниксы - непонятно причём?
Ефимов?
Может быть в Дулёвском музее что-то знают?
А в Сибири - какой музей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...