Перейти к контенту
Форум для коллекционеров антиквариата "Старина и Редкости"

Наследство миллионера или самая красивая школа России


Рекомендуемые сообщения

Родное Подмосковье не перестаёт меня удивлять. Путешествуя по окрестностям столицы, натыкаешься порой на настоящие жемчужины архитектуры, вкуса. человеческих задумок, планов, чувств. Такой жемчужиной стал для меня город Ногинск, центр одноимённого района, бывший уездный город Богородск. Не скажу, что город поражает грандиозным строительством, обилием дворцов и усадеб. Основой его экономики испокон веку была ямщицкая гоньба: перевозка лиц, состоящих на государственной службе и государственных грузов. Да ещё проходил через город Владимирский тракт, этапы останавливались в городской тюрьме на отдых. Позже, с развитием промышленности, градообразующим предприятием стала Богородско-Глуховская текстильная мануфактура Арсения Марозова. Выходец из старообрядческой семьи, как и все Морозовы, Арсений Иванович был замечательным предпринимателем. Мануфактура была оснащена по последнему слову техники, в цехах стояли английский станки последнего поколения. Новые корпуса фабрики и казармы для проживания рабочих были построены архитектором-инженером Кузнецовым с учётом всех нюансов производства и поведения досуга в стиле сдержанного северного модерна. Все постройки: дома самих владельцев (Арсений Морозов и его сыновья жили отдельно), казармы различного времени постройки, дома для семейных рабочих, дома управляющего и инженерно-технического состава (преимущественно англичан), постройки инфраструктуры: больница (не сохранилась), родильное отделение, аптека, школа, образовывали вокруг фабрики единый архитектурный ансамбль. Очень многое из этого сохранилось и до сих пор служит людям (жаль только люди не всегда это ценят; грязь в районе фабрики ужасающая). Но это тема отдельного рассказа. Сейчас о том, что поразило больше всего. Передовое английское оборудование должны были обслуживать местные кадры. Преимущественно молодёжь окрестных деревень. Для обучения деревенских парней работе на современных станках , Арсений Морозов построил при мануфактуре Начальное училище высшего типа. До 1914 года там обучались только мальчики, потом стали принимать и девочек. Выпускники училища поступали работать на фабрику, становясь квалифицированными рабочими высших категорий. Программа обучения включала в себя и общеобразовательные дисциплины, вплоть до рисования (в специально оборудованном кабинете). Училище тоже было построено в модном тогда стиле модерн. Но т.к. Арсений Иванович был человеком сдержанным, лишнего украшательства не любил, модерн получился северного типа, лаконичный и достойный.

 

post-19804-1491390244_thumb.jpg post-19804-1491390268_thumb.jpg

 

post-19804-1491390286_thumb.jpg post-19804-1491390311_thumb.jpg

 

post-19804-1491390331_thumb.jpg post-19804-1491390373_thumb.jpg

 

post-19804-1491390406_thumb.jpg post-19804-1491390431_thumb.jpg

 

post-19804-1491390452_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

После революции в здании помещалась уже советская, общеобразовательная совместная школа. В каковом качестве прибывает и до сих пор (исключая перерыв на годы войны, когда здесь помещался эвакогоспиталь). Сейчас это средняя школа №10 города Ногинска.

 

Здание было построено по проекту архитекторов Маркова и Карасёва. Вестибюль школы украшает майоликовый фриз с изображением процесса обучения в разные периоды истории. Здание производит грандиозное впечатление. Это действительно «храм науки», каковым он должен был быть по задумке Морозова. Фрагмент фриза над входом украшают аллегорические изображения «Промышленности» и «Науки» (с «Наукой» могу ошибиться). За спиной «Промышленности» можно разглядеть стилизованное изображение корпусов Глуховской мануфактуры.

 

post-19804-1491390609_thumb.jpg post-19804-1491390631_thumb.jpg

 

post-19804-1491390651_thumb.jpg post-19804-1491390680_thumb.jpg

 


post-19804-1491390705_thumb.jpg post-19804-1491390723_thumb.jpg

 

post-19804-1491390800_thumb.jpg post-19804-1491390834_thumb.jpg

 

post-19804-1491390855_thumb.jpg post-19804-1491390878_thumb.jpg

 

post-19804-1491390899_thumb.jpg

 


post-19804-1491390742_thumb.jpg post-19804-1491390764_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Заинтересовали фрески. Хотелось на прасторах интернета по легкому найти (но увы..не смогла) -кто их автор-художник, а может несколько ..???? Интересно было бы узнать...(северный модерн.. очень перекликается с творчеством И.Я Билибина, Врубеля..)..Как бы уточнить на какой мануфактуре (мастерской) эти фрески изготовлялись, год то 1908г.

post-17891-1491395638_thumb.jpg

post-17891-1491395645_thumb.jpg

post-17891-1491395651_thumb.jpg

post-17891-1491395658_thumb.jpg

post-17891-1491395663_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На нашем форуме представлены лучшие специалисты (и замечательные люди!) по архитектурной керамике в России, Роденков-Лихолат, заезжали ко мне в гости прошлую пятницу. Хочу у них, кстати, объемное интервью для форума взять. Спрошу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я тоже постараюсь узнать. Спрошу в Ногинском краеведческом музее. Сцена с мамонтом - явная копия фрагмента фриза с росписями В.Васнецова "Каменный век" в Историческом музее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Заинтересовали фрески. Хотелось на прасторах интернета по легкому найти (но увы..не смогла) -кто их автор-художник, а может несколько ..???? Интересно было бы узнать...(северный модерн.. очень перекликается с творчеством И.Я Билибина, Врубеля..)..Как бы уточнить на какой мануфактуре (мастерской) эти фрески изготовлялись, год то 1908г.

 

Данный цикл сюжетных панно для оформления парадного вестибюля здания Глуховского мужского училища в Богородске подробно описан в книге М.В. Нащокиной "Московская архитектурная керамика. Конец XIX - начало ХХ века". М., 2014. С. 246-253. Мария Владимировна высказывает аргументированное предположение об их изготовлении на Абрамцевском заводе , а также о том, что его части нарисованы разными художниками, в т.ч. С.И.Ягужинским. Вместе с тем подчеркивается, что данные предположения не имеют пока документального обоснования.
Для научной атрибуции цикла сюжетных панно в Богородске требуются дальнейшие всесторонние исследования (поиск в архивах, химический анализ примененных глазурей и т.д.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо!
Создалось ощущение, что это разные художники..

 

Фрески по мотивам картины В.Васнецова-Каменный век....

post-17891-1491401286_thumb.jpg

post-17891-1491401293_thumb.jpg

post-17891-1491401298_thumb.jpg

post-17891-1491401305_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здание было построено по проекту архитекторов Маркова и Карасёва.

Некоторые искусствоведы, в т.ч. Мария Владимировна Нащокина, сомневаются в их авторстве. Оба они, и Марков и Карасев, были гражданскими инженерами Глуховской мануфактуры, и возможно, лишь руководили производством строительных работ.

 

ЦИАМ, фонд 711, опись 9, дело 9, лл. 17 – 23об. «Список членов Правления и служащих фабрики Компании Богородско-Глуховской мануфактуры, 1907 год».
Марков Александр Македонович, инженер, гражданский инженер.
Карасев Константин Антонович, инженер, гражданский инженер.

 

Однако известно, что именно в 1903-1908 гг. все крупные заказы для богородской ветви Морозовых исполнял видный столичный архитектор, ученик Ф.О. Шехтеля, Александр Васильевич Кузнецов. По его проектам были построены: весь огромный комплекс Богородско-Глуховской Мануфактуры (1903—1908), а также фамильный особняк Морозовых в соседней усадьбе Глухово (1908)
В том же 1908 г. по проекту А.В. Кузнецова возведена женская гимназия в Богородске (ныне школа № 2)

 

post-19415-1491465445_thumb.jpg

 

В то же время, сохранились архивные записи о рассмотрении проектов для строительства обсуждаемого училища при Глуховской мануфактуре:
ЦИАМ, фонд 711, опись 2, дело 515. «19 октября 1905 года на первом заседании по обсуждению проектов, представленных Марковым и Карасевым, Сергей Арсеньевич Морозов высказал следующие мысли: «…нынешняя школа может подвергнуться коренному преобразованию, т. е. из школы безжизненной перенестись в школу разумную, отвечающую духу времени и жизненным потребностям».

 

post-19415-1491465454_thumb.jpg

 

В Ногинске сохранилось также здание городского реального училища, построенного в 1912-1913 гг. по проекту К.А. Карасева
post-19415-1491465462_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

его части нарисованы разными художниками, в т.ч. С.И. Ягужинским

действительно, есть сходство с графичной манерой Сергея Ягужинского, орнаменты-цветочки похожи

 

post-19415-1491473479_thumb.jpgpost-19415-1491473486_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Атрибуция г-на Роденкова сомнению не подвергается. У меня на полочке стоят около десятка его книг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ни в коем случае не сомневаюсь в правильности суждения Марии Владимировны Нащёкиной, Сергей. Но, просматриваю свои фото, сделанные в Глухово, и с каждым разом меня всё больше "терзают смутные сомнения", как говаривал Иван Васильевич Бунша :) . Да, Александр Васильевич Кузнецов очень много строил для Морозовых в начале 1900-х. И правильно, в основном - здания промышленной архитекторы. Вот современные фото корпусов фабрики, построенные в этот период Кузнецовым (фабричных корпусов в Глухове много, все они разного времени постройки). Я во вступлении не зря назвала Кузнецова инженером-архитектором, т.к. его проекты - больше инженерные решения, нежели архитектурные. Более всего Кузнецов концентрируется на освещении помещений, находя нестандартные решения обустройства крыш. Свет проходит сверху и с боков через стеклянные стены и оригинальные световые фонари, делаясь рассеянным, чтобы не било в глаза; с непростым решением способа очистки этих стеклянных конструкций. Крыши делаются плоскими, а сама их поверхность, как видно на некоторых старых фото, засевалась газоном, что превращало крышу в тёплое время года в дополнительное место отдыха. Как выглядели кузнецовские цеха мануфактуры изнутри можно увидеть в культовом фильме 30-х "Светлый путь", где передовик советского производства, стахановка Таня Морозова (говорящая фамилия!) в исполнении Любови Орловой проходит по цеху, обслуживая рекордное количество станков. Передовое советское производство снимали на дореволюционной морозовской фабрике :) .
Я к тому всё это так долго говорю: на мой непросвещённый взгляд (я ведь не историк архитектуры) решение училища всё же больше архитектурное, а не техническое. Кузнецов, мне кажется, придумал бы что-то более оригинальное, особенно с освещением :) .
post-19804-1491561506_thumb.jpg post-19804-1491561521_thumb.jpg post-19804-1491561537_thumb.jpg
post-19804-1491561559_thumb.jpg post-19804-1491561584_thumb.jpg post-19804-1491561601_thumb.jpg
post-19804-1491561626_thumb.jpg post-19804-1491561645_thumb.jpg post-19804-1491561672_thumb.jpg
post-19804-1491561689_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кузнецов, мне кажется, придумал бы что-то более оригинальное

Во-от, Кузнецова сравнивают с Шуховым, но по части не металлических, а бетонных конструкций. Он был пионером внедрения в России нового материала - железобетона. Потому цеха мануфактуры получились такими огромными и светлыми.

 

Как раз удивили интерьеры училища – своими широченными пролетами. Перекрытия явно держатся на длинно-мерных железобетонных балках. Ну, прямо-таки как у современных зданий с сеткой колонн 6 х 6. Похоже, столь новаторский проект 1908 г. не обошелся без участия Кузнецова.

 

post-19415-1491623282_thumb.jpg

 

Посмотреть бы, какие перекрытия у здания женской гимназии, она точно по его проекту.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кузнецов, мне кажется, придумал бы что-то более оригинальное

 

Посмотреть бы, какие перекрытия у здания женской гимназии, она точно по его проекту.

 

 

Сделаем, их есть у меня :) .
Здание бывшей женской гимназии Богородска, на мой взгляд, не очень похоже на Глуховское училище. Оно более затейливое (чувствуется, что строили для девочек :) ), многофасадное, что свойственно модерну. Для этого здания и характерно то многофункциональное освещение, которое свойственно проектам Кузнецова. Огромные окна актового зала сделаны практически под потолок, в классах где обучались дети разного возраста - разные оконные переплёты: в начальной школе детей традиционно больше, значит надо больше света; также это необходимо и в помещениях, где обучали рукоделию, рисованию. Решение актового зала нестандартно. Обычно актовый зал учебного заведения на продолжительные периоды времени выключен из жизни школы/гимназии/училища: провели массовое мероприятие, закрыли на ключ и до следующего мероприятия зал пустует. У Кузнецова не так: помещение актового зала плавно переходит в широкие коридоры, куда выходят двери классов. На переменах дети имеют возможность находиться и в коридоре и в зале. На время проведения массовых мероприятий коридоры отгораживались от зала ширмами, вносились скамьи и кресла и актовый зал использовался по назначению.
Перекрытия я специально не фотографировала, но может и попали где в кадр. Заранее приношу извинения за людей в кадре. Когда ходишь с большой группой, трудно дождаться полного обезлюдивания :) .
post-19804-1491632938_thumb.jpg post-19804-1491632967_thumb.jpg post-19804-1491632998_thumb.jpg
post-19804-1491633037_thumb.jpg post-19804-1491633070_thumb.jpg post-19804-1491633098_thumb.jpg
post-19804-1491633234_thumb.jpg post-19804-1491633275_thumb.jpg
post-19804-1491633327_thumb.jpg post-19804-1491633368_thumb.jpg post-19804-1491633413_thumb.jpg
post-19804-1491633487_thumb.jpg post-19804-1491633515_thumb.jpg post-19804-1491633546_thumb.jpg

Изменено пользователем natarani
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наташа, согласен, здесь предел, далее которого, без надлежащих документов, не стоит строить фантазии. По поводу Глуховского училища сейчас пообщался с одним из ведущих знатоков русской архитектуры Ильей Евгеньевичем Печенкиным, автором многих книг, в т.ч. о Шехтеле. Ногинский памятник ему хорошо известен, однако он разделяет подход уважаемого г-на Роденкова: «До истины докопаться можно только путём сбора и анализа информации».

 

Объясню свой интерес к теме: мои предки работали на Глуховской мануфактуре, и возможно учились в этом здании. Про съемки фильма и Любовь Орлову вспоминали: «Толковая, по работе всему научить просила. И узелки на основе быстро научилась завязывать». Один документ все же покажу – такая печать с челноком и шпулей была в 1940-м г. у Глуховского комбината

 

post-19415-1491636643_thumb.jpgpost-19415-1491636650_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как здорово, Сергей. Такой челнок и шпуля, как на печати из Вашего архива, всё время мелькает в кадрах "Светлого пути", я обратила внимание. Там вообще много отсылок к Глуховской мануфактуре. Про фамилию главной героини мы уже говорили. Герой Самойлова, инженер Лебедев в сцене заселения в гостиницу, на вопрос: откуда прибыл, отвечает: "Фабрика Ногина". Да много еще где. Кстати, Глуховская мануфактура "снялась" ещё в одном советском фильме "Старые стены", с замечательным дуэтом Гурченко (директор фабрики) и Джихарханяна. Там в кадрах тоже видны интерьеры цехов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...