Перейти к контенту
Форум для коллекционеров антиквариата "Старина и Редкости"

Рекомендуемые сообщения

Поездку в Талашкино – именно это место получило такое звучное название на рубеже веков – планировала давно. Испытывая любовь к Мамонтовскому Абрамцево, всему тому, что вышло из начинаний и экспериментов Саввы Великолепного, очень хотела посмотреть на то, что получилось сделать на этом же поприще другой яркой и самобытной личности: княгине Марии Клавдиевне Тенишевой. В рамках этой темы не хотелось бы углубляться в историю усадьбы, обсуждать судьбу, взгляды на жизнь и дела самой княгини Марии Клавдиевны. Даже давать сравнительную характеристику «Абрамцево – Талашкино» или «Мамонтов – Тенишева» считаю лишним здесь, хотя это очень интересная тема: что роднило этих людей и эти проекты, что их отличало, и почему, по большому счёту, Абрамцево сейчас известно больше, чем Талашкино. Но это, на мой взгляд, предмет большого разговора и серьёзного обсуждения. Тем более, что материалов по той и по другой усадьбе очень много; как и в книжно-печатном виде, так и на просторах необъятного Интернета. Здесь же хочу просто показать, то, на что обратила внимание в замечательном малютинском «Теремке», на предметы крестьянского быта из собрания княгини и на те произведения искусства, которые выходили из талашкинских мастерских.

 

post-19804-1507221935_thumb.jpg post-19804-1507221988_thumb.jpg

 

post-19804-1507222017_thumb.jpg post-19804-1507222041_thumb.jpg

 


post-19804-1507222088_thumb.jpg post-19804-1507222108_thumb.jpg

 

post-19804-1507222193_thumb.jpg post-19804-1507222261_thumb.jpg

 

post-19804-1507222302_thumb.jpg post-19804-1507222342_thumb.jpg

 

post-19804-1507222376_thumb.jpg post-19804-1507222411_thumb.jpg

 


post-19804-1507222438_thumb.jpg post-19804-1507222472_thumb.jpg

Изменено пользователем natarani
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В залах «Теремка» экспонаты стоят вперемешку, поэтому постараюсь скомпоновать их так, чтобы работы одного автора или предметы народного быта из собрания М.К. были вместе. Мне кажется, так легче воспринять объём и характер творчества. Малютин, пришедшие ему на смену Зиновьев и Бекетов, сама Тенишева … Их работы и разняться по манере и в тоже время, имеют общие черты, присущие стилю, замечательному стилю русского модерна.

 

Начну, пожалуй, с работ самой Марии Клавдиевны Тенишевой и произведений выполненных другими мастерами по её эскизам. Человек всесторонне одарённый, княгиня умела многое. Прекрасно пела, рисовала, была замечательным организатором. Но главное то, что в её руках, в буквальном смысле этого выражения, было дело, ремесло. Нелёгкое, неженское ремесло эмальера. Ещё в молодости, будучи впервые в Париже, тогда ещё не княгиня Тенишева была поражена вещами, украшенными эмалями из французских музеев. Потом, в России, решила восстановить технику перегородчатой эмали и добилась в этом огромных успехов. Занималась этим делом около 30 лет, защитила диссертацию под названием «Эмаль и инкрустация», после чего ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте. В эмиграции эмальерное дело выручило княгиню, дав ей средство к существованию. Она работала как эмальер для крупных парижских ювелирных магазинов, выполняя их заказы. И открыла дело по обучению эмальерному ремеслу среди детей эмигрантов. Представленный ниже портал двери работы Марии Клавдиевны имеет свою интересную судьбу. Первоначально он имел ещё и распашные эмалевые дверцы (видны места их креплений). Работа выглядела более органичной и парадной. После революции была демонтирована и вывезена на Запад тремя фрагментами: верхняя часть, колонны и дверцы. После войны в Смоленск вернулась только две части, третья, к сожалению, осталась за границей. Но сотрудники музея надеются на возможное её нахождение, т.к. фрагмент портала работы Тенишевой включён в «Сводный каталог культурных ценностей РФ, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны».

 

post-19804-1507227009_thumb.jpg post-19804-1507227039_thumb.jpg

 

Кресло, выполненное по эскизу М.К. Тенишевой.

 

Дерево, холст, бисер, вышивка. Талашкинские мастерские, 1900 г.

 

Кресло имело пару. В талашкинских мастерских было выполнено два таких кресла: одно для М.К., другое для княгини Екатерины (Киту) Святополк-Четвертинской, лучшей подруги Тенишевой, соправительницы имения Талашкино и вдохновительницы многих талашкинских начинаний. В определённое время второе кресло тоже оказалось за границей, в одной из частных коллекций. Слава Богу, владелец её оказался человеком открытым и, в ответ на запросы работников музея, рассказал о своём раритете. Именно от него в музее узнали, что изначально кокошники и детали одежды девушек были расшиты жемчугом.

 

post-19804-1507228082_thumb.jpg post-19804-1507228096_thumb.jpg

 

Хочу обратить внимание вот ещё на какой момент. Вышивка кресла была выполнена одной из лучших выпускниц талашкинской школы для крестьянских детей Е. Самусевой. Мастерице на момент выполнения работы было 13 лет.

 


Рама для зеркала по эскизу М.К. Тенишевой.

 

Дерево, резьба. Талашкинские мастерские, 1900-е годы.

 

post-19804-1507228444_thumb.jpg

 

 

 


  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Талантливейший, неподражаемый Сергей Васильевич Малютин. Далее, по словам М.К.: подозрительный (вечно боялся, что кто-то крадёт его идеи), обидчивый, капризный, косноязычный. Но, невзирая на столь эмоциональную характеристику, княгиня не могла не признать, что именно по его эскизам делались самые популярные работы талашкинских мастерских, наполняющие фирменный московский магазин «Родник». И именно Малютин обучал резьбе по дереву наиболее талантливых детей в школе. Излюбленный мотив художника – Жар-птица. Почти всегда в сопровождении цветочного орнамента, она присутствует на многих его работах. Осенью 1903 года Малютину пришлось из Талашкино уехать, т.к. ему предложили стать преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве.

 

Фасады "Теремка" и жилой дом Малютина. Фото дома в Талашкино на начало XX века (не сохранился). "Теремок" - современный вид.

 


post-19804-1507287138_thumb.jpg post-19804-1507287278_thumb.jpg

 

Подставка под лампу.
Дерево, резьба, тонировка.
Москва, 1903 - 1910 гг.
post-19804-1507287457_thumb.jpg post-19804-1507287479_thumb.jpg

 

Рамка.
Дерево, резьба.
Талашкинские мастерские, 1900-е гг.
post-19804-1507287559_thumb.jpg

 

Рамы.
Дерево, резьба, инкрустации.
Талашкинские мастерские, 1900-е гг.
post-19804-1507287671_thumb.jpg post-19804-1507287691_thumb.jpg

 

Сундук-укладка.
Дерево, резьба, инкрустация.
Талашкинские мастерские, 1900-е гг.
post-19804-1507287792_thumb.jpg

 

Кресло.
Дерево, резьба.
Талашкинские мастерские, 1900-е гг.
post-19804-1507287877_thumb.jpg post-19804-1507287902_thumb.jpg

Изменено пользователем natarani
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тенишева считала, что в какой-то одной своей работе художник достигает пика творческих возможностей. Эту работу нельзя повторить и невозможно тиражировать. Эти вещи не повторялись в дальнейшем мастерскими для продажи, а хранились в музее училища. Для Малютина такой работой стал агатовый столик. Невозможность повтора была ещё и потому, что найти второй такой агат было бы весьма затруднительно. Многие замечали в столике сходство с перевёрнутой ступой Бабы Яги. :)

 

Столик.

 

Дуб, резьба, агат.

 

Талашкинские мастерские, 1900-е гг.

 

post-19804-1507289019_thumb.jpg post-19804-1507289042_thumb.jpg

 

post-19804-1507289058_thumb.jpg post-19804-1507289093_thumb.jpg

 

 

 


Секретер.

 

Дерево, резьба.

 

После 1903 г.

 

post-19804-1507289168_thumb.jpg

 

 

 


Бурак.

 

Дерево, резьба, роспись.

 

Талашкинские мастерские, 1900-е гг.

 

post-19804-1507289259_thumb.jpg

 

 

 


Блюда.

 

Дерево, резьба.

 

Талашкинские мастерские, 1900-е гг.

 

post-19804-1507289346_thumb.jpg post-19804-1507289372_thumb.jpg

  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уезжая в Москву, Малютин обратился к Марии Клавдиевне с просьбой: позволить ему забрать с собой мебель для столовой, изготовленную мастерскими по его эскизам для его же дома. Разрешение было получено (полагаю – с трудом) и гарнитур уехал в Москву. Через много лет, когда в Талашкино открывалась экспозиция, дочери Малютина прислали эту мебель в дар музею.

 

Мебель для столовой. Буфет.

 

Дерево, резьба, инкрустация резной костью.

 

Стол и стулья.

 

Дерево, резьба.

 

Талашкинские мастерские, 1900-е гг.

 


post-19804-1507290661_thumb.jpg post-19804-1507290681_thumb.jpg

 

post-19804-1507290701_thumb.jpg post-19804-1507290734_thumb.jpg

 

post-19804-1507290783_thumb.jpg

 

post-19804-1507290808_thumb.jpg

 

 

 


Шкатулки.

 

Дерево, резьба, роспись.

 

Талашкинские мастерские, 1900-е гг.

 

post-19804-1507291153_thumb.jpg post-19804-1507291180_thumb.jpg

  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Огромное спасибо, дорогие друзья, за внимание к теме и плюсики в репутацию. Продолжу.

 

После отъезда Малютина руководить мастерскими были призваны выпускники Строгановского училища молодые художники А.П. Зиновьев и В.В. Бекетов. Под их руководством художественные особенности выпускаемых вещей меняются. На смену сказочным персонажам приходят исторические, в декоре появляются реальные животные, батальные сцены и сцены охоты, даже городской пейзаж. Вещи становятся лаконичнее в оформлении и удобнее в использовании. В оформлении присутствуют инкрустации речным камнем, ракушками, речным жемчугом. Зиновьев и Бекетов больше внимания уделяют школьному театру: оформлению сценического пространства и участию в спектаклях.

 

post-19804-1507372645_thumb.jpg

 

Буфет.

 

Резьба, тонировка, инкрустация речным камнем, ракушками.

 

Талашкинские мастерские, 1903-1906 гг.

 

post-19804-1507372960_thumb.jpg post-19804-1507372991_thumb.jpg

 

Яйца пасхальные.

 

Дерево, резьба, инкрустация речным камнем.

 

Талашкинские мастерские, 1900-1906 гг.

 


post-19804-1507373092_thumb.jpg

 

Рамка.

 

Дерево, резьба, полировка.

 

Талашкинские мастерские, 1912 г.

 

post-19804-1507373236_thumb.jpg

 

Рамка.

 

Дерево, резьба, тонировка.

 

Талашкинские мастерские, 1903-1910 гг.

 

post-19804-1507373338_thumb.jpg

 

Рамка, полочка.

 

Дерево, резьба.

 

Талашкинские мастерские, 1903-1910 гг.

 

post-19804-1507373455_thumb.jpg

 

Свадебная скатерть (эскиз).

 

Ткань, вышивка.

 

Талашкинские мастерские, 1904-1908 гг.

 

Собрание А. Броккардо, Париж, Франция.

 

post-19804-1507373613_thumb.jpg

 

Столик.

 

Дерево, резьба.

 

Талашкинские мастерские, 1910 г.

 

post-19804-1507373723_thumb.jpg

 

Рамка для трёх фото.

 

Дерево, резьба.

 

Талашкинские мастерские, 1910 г.

 

post-19804-1507373801_thumb.jpg

  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ящик. Дерево, резьба, инкрустации. 1912 г.
Рамка. Дерево, резьба. 1903-1910 гг.
Доска календарная. Дерево, резьба, тонировка. 1912 г.
Талашкинские мастерские.
post-19804-1507374155_thumb.jpg
post-19804-1507374174_thumb.jpg post-19804-1507374193_thumb.jpg
post-19804-1507374210_thumb.jpg

 

Рамка. Дерево, резьба, тонировка.
Москва, 1903-1910 гг.
post-19804-1507374341_thumb.jpg

 

Рамка. Дерево, резьба, инкрустация речным камнем.
Талашкинские мастерские, 1903-1910 гг.
post-19804-1507374514_thumb.jpg

 

Панно "Святая Екатерина". Глина, роспись.
Талашкинские мастерские.
post-19804-1507374682_thumb.jpg post-19804-1507374701_thumb.jpg
Здесь придётся сделать отступление. Екатерину Константиновну Святополк-Четвертинскую (урождённую Шупинскую) обитатели Талашкина почитали чуть ли не святой за её природную доброту и отзывчивость. И всячески старались выразить к ней свои любовь и уважение. Но, т.к. Киту была ещё и очень скромным человеком, старались делать это исподволь, через прославление её святой небесной покровительницы.

 

Ширма. Дерево, полировка, холст, вышивка.
Талашкинские мастерские, 1910 г.
post-19804-1507375145_thumb.jpg
post-19804-1507375164_thumb.jpg post-19804-1507375181_thumb.jpg

Изменено пользователем natarani
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот ещё о чём хотела упомянуть. Церковь Святого Духа, самый масштабный талашкинский проект Николая Константиновича Рериха. Вообще-то к созданию храма приложили руку многие: и сама Тенишева, и Врубель, и Суслов. Было много его проектов, идей и у самого Рериха. Строительство началось в 1900 году, а в 1903-м неожиданно скончался князь Тенишев, и М.К. решила похоронить его в ещё не расписанном храме. Интересно, что сразу после смерти князя, по стене храма прошла трещина, М.К. даже опасалась, что, в связи с этим, захоронение будет невозможно. Но, к счастью, трещина оказалась не опасной, и князь нашёл место последнего упокоения в подклете храма. К сожалению, ненадолго. Рерих работал на росписях храма до 1914 года. В своих воспоминаниях он писал, что однажды, работая над росписью одного из боковых входов, на котором хотел изобразить Святую Екатерину, он услышал шаги Екатерины Святополк-Четвертинской. Рерих пишет, что сразу понял: что-то случилось, Киту шла как-то не так, не привычным своим шагом. Когда она подошла, то сказала только одно слово: «Война!». Это и стало началом конца и храма и Талашкино. Что потом стало с имением, школой, храмом известно: зернохранилище в храме, подсобное хозяйство НКВД во Фленове, жилые комнаты в «Теремке», где жильцы отдирали от стен деревянные рамы окон и дверей, выполненные по эскизам Малютина и топили ими печи: не пропадать же добру.

 

М.А. Врубель. Эскиз церкви в Талашкино. 1899 г. Копия.

 

post-19804-1507544940_thumb.jpg

 

В.В. Суслов. Эскиз церкви в Талашкино. 1897 г. Копия.

 

post-19804-1507545064_thumb.jpg

 


Слава Богу, сейчас Флёново возрождается. Работают музейные экспозиции в «Теремке» и в здании школы. Наконец-то открывают церковь Святого Духа; открывают именно как выставочный зал, дополнительные музейные площади. На территории идет активное благоустройство: прокладываются дорожки, чистится парк. Так что мне немного не повезло с поездкой во Флёново: многие экспонаты «Теремка» находятся на реставрации. Знаменитые врубелевские балалайки, произведшие когда-то фурор в Париже, убраны в стеклянные витрины и фотографированию поддаются с большим трудом; фасад храма со знаменитой мозаикой Рериха «Спас» отреставрирован, но пока забран в сетку до официального открытия храма. В общем – готовятся. Ну да ладно, это хороший повод посетить Флёново ещё раз, после прохождения всех официальных мероприятий. :)

 

post-19804-1507545157_thumb.jpg post-19804-1507545198_thumb.jpg

 

post-19804-1507545240_thumb.jpg post-19804-1507545307_thumb.jpg

 

Та самая, трещина, образовавшаяся на стене храма сразу после смерти В.Н. Тенишева. Реставраторы решили не заштукатуривать это место. Всё-таки - своеобразная память о князе.

 

post-19804-1507545888_thumb.jpg

Изменено пользователем natarani
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 месяцев спустя...
Даже давать сравнительную характеристику «Абрамцево – Талашкино» или «Мамонтов – Тенишева» считаю лишним здесь, хотя это очень интересная тема: что роднило этих людей и эти проекты, что их отличало, и почему, по большому счёту, Абрамцево сейчас известно больше, чем Талашкино.

 


Умница Наташа подняла вскользь очень интересную тему: почему про Талашкино мы знаем меньше, чем про Абрамцево (и соответственно Сергиево-Посадскую мастерскую). Причин много.
Во-первых, муж Марии Клавдиевны не очень-то любил деревенское житье-бытье, а она, как верная жена, должна была как-то совместить интересы семьи и не бросать свои новаторские начинания в имении.
Во-вторых, у княгини был совершенно иной подход к изготавливаемой продукции нежели в Абрамцево. Она не стремилась к тиражности, а старалась производить в своих мастерских уникальные предметы, в крайнем случае, малотиражные.
В-третьих, её продукция имела относительно коммерческий успех, в основном, не в собственных "Родниках" (Москва-Смоленск) и отечественных выставках, а за границей, где у неё раскупалось абсолютно всё, соответственно эти предметы никогда уже не возвращались в Россию.
В-четвертых, во время Второй Мировой войны фашисты подчистую выпотрошили уникальное убранство Талашкино и только малая толика его вернулась на Родину.
В-пятых, надо понимать, что княгиня, в принципе, была одна в руководстве мастерскими, Киту и Лидин были верными помощниками и упокоение нашли в одной могиле, кстати, втроем. А в Абрамцево было не протолкнутся от членов многочисленной семьи, родни и друзей.
Спасибо ещё раз, Наташенька, за возможность побывать в Талашкино. Это моя мечта, признаюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...
Даже давать сравнительную характеристику «Абрамцево – Талашкино» или «Мамонтов – Тенишева» считаю лишним здесь, хотя это очень интересная тема: что роднило этих людей и эти проекты, что их отличало, и почему, по большому счёту, Абрамцево сейчас известно больше, чем Талашкино.

 


Умница Наташа подняла вскользь очень интересную тему: почему про Талашкино мы знаем меньше, чем про Абрамцево (и соответственно Сергиево-Посадскую мастерскую). Причин много.
Во-первых, муж Марии Клавдиевны не очень-то любил деревенское житье-бытье, а она, как верная жена, должна была как-то совместить интересы семьи и не бросать свои новаторские начинания в имении.
Во-вторых, у княгини был совершенно иной подход к изготавливаемой продукции нежели в Абрамцево. Она не стремилась к тиражности, а старалась производить в своих мастерских уникальные предметы, в крайнем случае, малотиражные.
В-третьих, её продукция имела относительно коммерческий успех, в основном, не в собственных "Родниках" (Москва-Смоленск) и отечественных выставках, а за границей, где у неё раскупалось абсолютно всё, соответственно эти предметы никогда уже не возвращались в Россию.
В-четвертых, во время Второй Мировой войны фашисты подчистую выпотрошили уникальное убранство Талашкино и только малая толика его вернулась на Родину.
В-пятых, надо понимать, что княгиня, в принципе, была одна в руководстве мастерскими, Киту и Лидин были верными помощниками и упокоение нашли в одной могиле, кстати, втроем. А в Абрамцево было не протолкнутся от членов многочисленной семьи, родни и друзей.
Спасибо ещё раз, Наташенька, за возможность побывать в Талашкино. Это моя мечта, признаюсь.


Спасибо, Мариша, за то, что решила осветить этот аспект. Я тоже думала над ним "долгими зимними вечерами" :) . К всему сказанному тобой могу только добавить то, что "на руку" Абрамцеву сыграло совершенно разное отношение к Мамонтову и Тенишевой в советское время. Савва Иванович скончался в 1918 году (предположительно от болезни Альцгеймера), умерев своей смертью в Советской России. Сидевший в тюрьме при царизме, вроде бы сочувствующий в последние годы жизни революции, он вполне мог быть представлен жертвой режима, а потому роль его и его начинаний в культурной жизни России рассматривалась положительно. Другое дело эмигрантка Тенишева. Её на Родине в советское время ждало почти-что полное забвение.

 

Ещё: Смоленщина конечно же не Подмосковье. Удалённость от столиц, близость к западной границе тоже сыграли свою роль.

 

И наконец: княгиня видела Талашкино "идейным" имением. И идеи его были близки к социалистическим. Но воплощались они на смоленской земле задолго до советской власти и абсолютно без её участия, что тоже в пользу Талашкино не говорило.

Изменено пользователем magnacharta
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Согласна.
Еще мне кажется тут типичный гендерный фактор. Была бы княгиня Тенешевым - иное дело! Женщине всегда труднее пробиться в историю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Согласна.
Еще мне кажется тут типичный гендерный фактор. Была бы княгиня Тенешевым - иное дело! Женщине всегда труднее пробиться в историю.

 

Это точно! Женщине всегда тяжелее. И не только пробиваться в историю, везде.

Вот тут мы подошли к другому аспекту темы: "Тенишева -Мамонтов". Конечно, разница подходов к реализации одной идеи у мужчин и женщин огромна. Но, все мы родом из детства и здесь начинаются различия между этими людьми. Ты верно сказала, Мариша, что за Саввой всегда была семья. Это было с самого детства: большое влияние на него оказывалось именно там, особенно велико было руководство отца, который и определил направление развития сына именно как предпринимателя и общественного деятеля. Тогда как противоречивые отношения Тенишевой с матерью, отчимом, её раннее замужество, только для того, чтобы вырваться из семьи, известны всем. В Савву "вкладывали" с самого детства, Мария была что называется "самоделкин", человек, который сделал себя сам.

 

Что ещё мне кажется важным: в руках княгини была профессия, она была замечательным эмальером. Что помогло ей выжить в эмиграции. Мамонтов был человеком очень разносторонних дарований, но профессионализма не достиг ни в чём. Это не плохо, просто так сложилась жизнь, его всегда окружали люди, готовые воплотить его идеи своим талантом.

Изменено пользователем natarani
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно то, что в жизни Мария Клавдиевна и Савва Иванович сталкивались, кажется, всего дважды. И здесь проявились их различия (да, наверное, и сходства).

 

Первый раз они столкнулись на почве музыки. Как и Мамонтов, Тенишева пела, мечтала о сцене. В Париже училась у того же преподавателя, что и Забелла-Врубель. Вернувшись в Россию, прослушивалась в "Частной опере" Мамонтова (пела арии из "Аиды"), надеясь получить ангажемент. Но не получилось. У Тенишевой было замечательное меццо сопрано, а в опере Мамонтова уже была артистка с таким голосом - Татьяна Любатович.

 

Позже судьба свела их на почве художественного направления "Мир искусства". И Тенишева и Мамонтов спонсировали издание одноименного журнала. Но Мамонтов дал пять тысяч рублей и "вышел из игры" (видимо тогда уже для него стало понятным то, что он может оказаться под следствием). А М.К. продолжала поддерживать издание и очень досадовала на него, считая, что Мамонтов "карты не открыл" и подставил её, как делового партнёра.

Изменено пользователем natarani
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наташа, интересно, что на антикварном рынке работ Талашкино днем с огнем не сыскать и они очень дорогие. А вот абрамцевским модерном полны и интернет- аукционы и антикварные салоны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наташа, интересно, что на антикварном рынке работ Талашкино днем с огнем не сыскать и они очень дорогие. А вот абрамцевским модерном полны и интернет- аукционы и антикварные салоны.

Ох, Мариша, учитывая всё вышенаписанное - не удивительно. Война, революция, эмиграция Тенишевой, снова война .... Не повезло Талашкино, ужасно не повезло в историческом аспекте. Ведь Абрамцевские мастерские Мамонтова оставили после себя самое ценное, на мой взгляд - традицию, школу. Талашкинские мастерские Тенишевой, к огромному сожалению, - нет. И восстановить это уже не возможно. "Точка невозврата", как мне кажется, пройдена.
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наташенька, если не против, разбавлю твою замечательную тему фотографиями из монументального труда Озера. О том, что БЫЛО.
Эскиз С.Малютина церкви во Флёново.

post-56-1529830460_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Балалайки, расписанные Тенишевой (слева) и Малютиным (справа).

post-56-1529830614_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Балалайки, расписанные Врубелем (слева) и Головиным (справа).

post-56-1529830719_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Деревянный наличник для "Теремка". Эскиз Малютина.

post-56-1529831075_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Доски для календаря с металлическими накладками Зиновьева.

post-56-1529831149_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наташенька, если не против, разбавлю твою замечательную тему фотографиями из монументального труда Озера.

Спасибо, Мариша. Замечательный материал. Особенно балалайки. На моих фото, благодаря стеклянным витринам и боковому освещению, они получились так, что ни Врубель, ни Малютин, ни кто другой своих работ бы не узнали :) . Стыдно было показать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Попробовала ещё раз порыться в своём "талашкинском" архиве. Нашлись таки фото, на которых худо-бедно, но что-то можно рассмотреть.

 

Мишонов А.П. (1883-1938) - роспись, Германов В.С. (?) - инструмент.
Балалайка "Жар-птица и Иванушка-дурачок", 1904, дерево, роспись, инкрустация. Талашкинские мастерские.
post-19804-1530012379_thumb.jpg post-19804-1530012402_thumb.jpg

  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 месяцев спустя...

Баян (Эскиз росписи балалайки)
Бумага, акварель, белила, тушь, перо, золотая и серебряная акварели
Размер 31,5 x 45 см
Справа в верхней трети графитным карандашом цитата из «Слова о полку Игореве»: «Баянъ» / СМалютинъ 99 г. / Исполнено для Басовой балалайки / собств. Кн. Тенишевой / Окт99»

post-56-1549393635_thumb.jpg

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 года спустя...

Ох, какая замечательная тема! Возвращаюсь после поездки в Талашкино к вопросу Морозов-Тенишева. Морозова можно назвать меценатом, то бишь человеком, вкладывающий деньги в развитие талантов художников, скульпторов, артистов и пр. Тенешева была же благотворительницей - это школы, средние и высшие учебные заведения, мастерские, дающие крестьянам возможность получения ремесла, которое будет их кормить в последующие годы.

Конечно те люди искусства, которые прославились за счет денег Морозова у всех на слуху, как и его имя. А вот деяния Тенешевой меркнут перед иконостасом творческих людей абрамцевского кружка. Хотя на мой взгляд, её заслуги значительны и  значат поболее, чем заслуги Морозова.

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...