Jump to content

Русская меднолитая пластика XVII – начала XX вв.


Recommended Posts

В основу выставки положены 62 произведения, поступившие из собрания коллекционера Виктора Владимировича Ашика (1905-1985), профессора Ленинградского кораблестроительного института, постоянного члена художественных советов питерской «Мухи» и московской Строгановки. На протяжении всей жизни он пополнял коллекцию, собранную тремя поколениями его семьи.
В итоге в нее вошли редчайшие работы московских, «гуслицких» и уральских мастеров. Особую ценность представляют уникальные памятники Русского Севера: из мастерских Выговского монастыря и старообрядческих скитов Поморья.

 

Напомню, что Выг – река в Олонецкой губернии (ныне Карелия). В XVII веке здесь, в отдаленных Заонежских землях (между Архангельском и Петрозаводском), зародился яркий очаг русского литейного искусства.
Поморские произведения стали эталоном для мастеров московской старообрядческой Преображенской заставы. Затем литейный промысел нашел распространение в подмосковных Гуслицах – аналоге фарфоровой Гжели. Предметы медной пластики вплоть до начала XX века производились многочисленными артелями на территории Богородицкого уезда (ныне Ногинский, Павлово-Посадский и Орехово-Зуевский районы), Владимирской и Нижегородской губерний.

 

post-19415-1553481380_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

В экспозицию входят и предметы, бытовавшие ранее в старообрядческих общинах Романова-Борисоглебска и ярославского Андронова скита. Показаны также вещи, переданные в дар музею. Так, 6 произведений были подарены ярославским искусствоведом Татьяной Евгеньевной Казакевич (1935-2014)

В 2018 году все выставочные экспонаты прошли реставрацию, и ныне впервые представлены широкой общественности.

 

Чем запомнилась выставка? Медно-оловянные образки оставляют впечатление вещей драгоценных, гротескно-выразительных, монументальных. В витринах рельефные миниатюры горят-полыхают цветами золота, будто литейный жар в них еще не остыл

 

post-19415-1553481593_thumb.jpgpost-19415-1553481601_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Еще удивила «населенность» небольших по размеру произведений. На 4-х створчатых складнях изображено, пожалуй, не менее двухсот персонажей – как на многоярусных соборных иконостасах.

 

Складень 4-х створчатый «Двунадесятые праздники», начало XIX в., Поморье
Складень 4-х створчатый «Двунадесятые праздники», начало XIX в., Москва

 

post-19415-1553481838_thumb.jpgpost-19415-1553481844_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Крест аналойный «Распятие», конец XIX – начало XX вв.
Крест аналойный «Распятие» (оборот), XIX в.

 

Крест напрестольный «Распятие», XIX в., Москва
Крест напрестольный «Распятие» (оборот), 1864 г.

 

post-19415-1553482092_thumb.jpgpost-19415-1553482099_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Складень «Богоматерь Казанская. Избранные праздники», XVIII в., Гуслицы Московской губернии. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Створки складня «Иоанн Богослов в молчании. Избранные праздники». XVIII в., Москва. Поступление из коллекции В.В. Ашика

 

post-19415-1553482350_thumb.jpgpost-19415-1553482356_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Икона «Единородный сын», первая половина XIX в., Москва. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Икона «Паисий Великий», XIX в., Приморье. Поступление из коллекции В.В. Ашика

 

post-19415-1553482498_thumb.jpgpost-19415-1553482505_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Интересны документы, раскрывающие некоторые секреты поморских мастеров. Так, глина, отобранная для литейных форм, тщательно просеивалась и замачивалась непременно в «добром на вкус» квасе. Затем пульпа подсушивалась до состояния, пока на ней четко не отображались мелкие линии прижатой ладони.
Оригинальная матрица перед снятием отпечатка посыпалась спорами лесного гриба «пыхвы» (возможно, род сухого дождевика). Делалось это для предотвращения залипания. Медный сплав с добавлением олова перед заливкой раскалялся до появления «зеленого дыма».
Окалина и печной нагар удалялись с готовой отливки попеременным отмачиванием в ягодном соке и «зело крепком зелье» - хлебной водке. Затем изделие шлифовалось древесной стружкой, холстиной, полировалось кожей.

 

Складень трехстворчатый «Деисус», конец XVIII в., Выг (Поморье)
Створки складней, XVIII в., Выг (Поморье). Поступления из коллекции В.В. Ашика

 

post-19415-1553482710_thumb.jpgpost-19415-1553482716_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Крест киотный «Распятие с предстоящими», начало XIX в., Поморье
Крест наперсный «Распятие», XIX в. Поступил из коллекции В.В. Ашика

 

Крест наперсный «Распятие с предстоящими», XIX в., Поступление из коллекции В.В. Ашика
Крест наперсный «Распятие», XIX в., Владимирская губерния. Поступление из коллекции В.В. Ашика

 

post-19415-1553483080_thumb.jpgpost-19415-1553483086_thumb.jpg

 

post-19415-1553483092_thumb.jpgpost-19415-1553483100_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Створка складня «Огненное вознесение Ильи Пророка», XIX в. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Две створки «Голгофский крест», конец XVIII в., Поморье. Из коллекции Л.Д. Рыбцевой

 

post-19415-1553483228_thumb.jpgpost-19415-1553483233_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Трехстворчатый складень «Деисус с предстоящими святыми», конец XVIII – начало XIX вв., Поморье

 

Икона (в центре) «Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей», Поморье(?) XIX в. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Две створки складня (справа и слева) «Деисус с предстоящими святыми», XIX в., Поморье

 

post-19415-1553483331_thumb.jpgpost-19415-1553483337_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Надпись на этикетке под первой иконой несколько озадачила: «Ну, какой же это Димитрий Солунский? Разве всадник на коне - не Георгий Победоносец, поражающий змия?
Однако, никакой ошибки не было. Литые буквы на самой иконе четко гласили: «Стый (Святой) Великом(ученик) Димитрий».

Икона «Святой Димитрий Солунский», конец XIX – начало XX вв., Москва
Икона «Богоматерь Неопалимая Купина», XIX в., Москва. Поступление из коллекции В.В. Ашика

 

post-19415-1553483650_thumb.jpgpost-19415-1553483656_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники», XIX в., Поморье. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Створка трехстворчатого складня «Голгофский крест», XVIII в., Поморье

 

post-19415-1553484559_thumb.jpgpost-19415-1553484568_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Две створки складня «Богоматерь Казанская. Избранные праздники», XIX в. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Икона «Богоматерь Казанская», XIX в., Московская губерния

 

post-19415-1553484750_thumb.jpgpost-19415-1553484762_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Две створки складня«Богородица Всем Скорбящим Радость. Избранные святые», конец XVIII в., из коллекции Т.Е. Казакевич (Ярославль)
Две створки складня«Богородица Всем Скорбящим Радость. Избранные святые», XIX в.

 

post-19415-1553484864_thumb.jpgpost-19415-1553484876_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...