gree Опубликовано 25 Марта 2019 Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 В основу выставки положены 62 произведения, поступившие из собрания коллекционера Виктора Владимировича Ашика (1905-1985), профессора Ленинградского кораблестроительного института, постоянного члена художественных советов питерской «Мухи» и московской Строгановки. На протяжении всей жизни он пополнял коллекцию, собранную тремя поколениями его семьи. В итоге в нее вошли редчайшие работы московских, «гуслицких» и уральских мастеров. Особую ценность представляют уникальные памятники Русского Севера: из мастерских Выговского монастыря и старообрядческих скитов Поморья. Напомню, что Выг – река в Олонецкой губернии (ныне Карелия). В XVII веке здесь, в отдаленных Заонежских землях (между Архангельском и Петрозаводском), зародился яркий очаг русского литейного искусства.Поморские произведения стали эталоном для мастеров московской старообрядческой Преображенской заставы. Затем литейный промысел нашел распространение в подмосковных Гуслицах – аналоге фарфоровой Гжели. Предметы медной пластики вплоть до начала XX века производились многочисленными артелями на территории Богородицкого уезда (ныне Ногинский, Павлово-Посадский и Орехово-Зуевский районы), Владимирской и Нижегородской губерний. post-19415-1553481380_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 В экспозицию входят и предметы, бытовавшие ранее в старообрядческих общинах Романова-Борисоглебска и ярославского Андронова скита. Показаны также вещи, переданные в дар музею. Так, 6 произведений были подарены ярославским искусствоведом Татьяной Евгеньевной Казакевич (1935-2014)В 2018 году все выставочные экспонаты прошли реставрацию, и ныне впервые представлены широкой общественности. Чем запомнилась выставка? Медно-оловянные образки оставляют впечатление вещей драгоценных, гротескно-выразительных, монументальных. В витринах рельефные миниатюры горят-полыхают цветами золота, будто литейный жар в них еще не остыл post-19415-1553481593_thumb.jpgpost-19415-1553481601_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Еще удивила «населенность» небольших по размеру произведений. На 4-х створчатых складнях изображено, пожалуй, не менее двухсот персонажей – как на многоярусных соборных иконостасах. Складень 4-х створчатый «Двунадесятые праздники», начало XIX в., ПоморьеСкладень 4-х створчатый «Двунадесятые праздники», начало XIX в., Москва post-19415-1553481838_thumb.jpgpost-19415-1553481844_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Крест киотный «Распятие с предстоящими, праздниками и избранными святыми», XIX в.Крест киотный «Распятие с предстоящими», конец XIX – начало XX вв. post-19415-1553481990_thumb.jpgpost-19415-1553481996_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Крест аналойный «Распятие», конец XIX – начало XX вв. Крест аналойный «Распятие» (оборот), XIX в. Крест напрестольный «Распятие», XIX в., МоскваКрест напрестольный «Распятие» (оборот), 1864 г. post-19415-1553482092_thumb.jpgpost-19415-1553482099_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Икона «Иоанн Богослов в молчании», XVIII в., Москва. Поступление из коллекции В.В. АшикаКрест киотный «Распятие с херувимами», XIX в., Гуслицы Московской губернии post-19415-1553482210_thumb.jpgpost-19415-1553482215_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Складень «Богоматерь Казанская. Избранные праздники», XVIII в., Гуслицы Московской губернии. Поступление из коллекции В.В. АшикаСтворки складня «Иоанн Богослов в молчании. Избранные праздники». XVIII в., Москва. Поступление из коллекции В.В. Ашика post-19415-1553482350_thumb.jpgpost-19415-1553482356_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Икона «Единородный сын», первая половина XIX в., Москва. Поступление из коллекции В.В. АшикаИкона «Паисий Великий», XIX в., Приморье. Поступление из коллекции В.В. Ашика post-19415-1553482498_thumb.jpgpost-19415-1553482505_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Икона «Святые Зосима и Савватий Соловецкие», XIX в., Москва. Икона «Спас Нерукотворный» в деревянном киоте, вторая половина XIX в., Москва post-19415-1553482606_thumb.jpgpost-19415-1553482612_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Интересны документы, раскрывающие некоторые секреты поморских мастеров. Так, глина, отобранная для литейных форм, тщательно просеивалась и замачивалась непременно в «добром на вкус» квасе. Затем пульпа подсушивалась до состояния, пока на ней четко не отображались мелкие линии прижатой ладони. Оригинальная матрица перед снятием отпечатка посыпалась спорами лесного гриба «пыхвы» (возможно, род сухого дождевика). Делалось это для предотвращения залипания. Медный сплав с добавлением олова перед заливкой раскалялся до появления «зеленого дыма». Окалина и печной нагар удалялись с готовой отливки попеременным отмачиванием в ягодном соке и «зело крепком зелье» - хлебной водке. Затем изделие шлифовалось древесной стружкой, холстиной, полировалось кожей. Складень трехстворчатый «Деисус», конец XVIII в., Выг (Поморье) Створки складней, XVIII в., Выг (Поморье). Поступления из коллекции В.В. Ашика post-19415-1553482710_thumb.jpgpost-19415-1553482716_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Икона «Богоматерь Страстная», XVIII в., Выг (Поморье) Икона «Богоматерь Страстная», конец XVIII в., Поморье post-19415-1553482871_thumb.jpgpost-19415-1553482877_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Крест киотный «Распятие с предстоящими», XIX в.Крест киотный «Распятие с предстоящими» (оборот), XIX в. post-19415-1553482975_thumb.jpgpost-19415-1553482982_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Крест киотный «Распятие с предстоящими», начало XIX в., ПоморьеКрест наперсный «Распятие», XIX в. Поступил из коллекции В.В. Ашика Крест наперсный «Распятие с предстоящими», XIX в., Поступление из коллекции В.В. АшикаКрест наперсный «Распятие», XIX в., Владимирская губерния. Поступление из коллекции В.В. Ашика post-19415-1553483080_thumb.jpgpost-19415-1553483086_thumb.jpg post-19415-1553483092_thumb.jpgpost-19415-1553483100_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Створка складня «Огненное вознесение Ильи Пророка», XIX в. Поступление из коллекции В.В. АшикаДве створки «Голгофский крест», конец XVIII в., Поморье. Из коллекции Л.Д. Рыбцевой post-19415-1553483228_thumb.jpgpost-19415-1553483233_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Трехстворчатый складень «Деисус с предстоящими святыми», конец XVIII – начало XIX вв., Поморье Икона (в центре) «Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей», Поморье(?) XIX в. Поступление из коллекции В.В. АшикаДве створки складня (справа и слева) «Деисус с предстоящими святыми», XIX в., Поморье post-19415-1553483331_thumb.jpgpost-19415-1553483337_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Икона «Воскресение с сошествием во ад с праздниками и избранными святыми», XIX в., Москва post-19415-1553483551_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Надпись на этикетке под первой иконой несколько озадачила: «Ну, какой же это Димитрий Солунский? Разве всадник на коне - не Георгий Победоносец, поражающий змия?Однако, никакой ошибки не было. Литые буквы на самой иконе четко гласили: «Стый (Святой) Великом(ученик) Димитрий».Икона «Святой Димитрий Солунский», конец XIX – начало XX вв., МоскваИкона «Богоматерь Неопалимая Купина», XIX в., Москва. Поступление из коллекции В.В. Ашика post-19415-1553483650_thumb.jpgpost-19415-1553483656_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Икона «Покров Богородицы», конец XIX в., Москва, Поступление из коллекции В.В. АшикаИкона «Нил Столбенский, мученики Флор и Лавр, Модест и Власий», XIX в., Москва post-19415-1553483786_thumb.jpgpost-19415-1553483792_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Икона «Никита, побивающий беса», XIX в. Поступление из коллекции В.В. АшикаИкона «Рождество Богородицы», XIX в., Урал post-19415-1553483887_thumb.jpgpost-19415-1553483894_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Икона «Мученик Ур», XIX в.Икона «Мученик Ур», XIX в. post-19415-1553483974_thumb.jpgpost-19415-1553483978_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Икона «Богородица Казанская с избранными святыми на полях», вторая половина XIX в., УралИкона «Спас Благое Молчание», вторая половина XIX в., Урал post-19415-1553484069_thumb.jpgpost-19415-1553484077_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Две иконы «Николай Чудотворец», XIX в., МоскваИкона «Николай Чудотворец», XIX в., Москва post-19415-1553484165_thumb.jpgpost-19415-1553484173_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Створка складня с изображением Иоанна Предтечи, XIX в. ПоморьеСтворка складня с изображением Иоанна Предтечи, XIX в. post-19415-1553484266_thumb.jpgpost-19415-1553484277_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Складень трехстворчатый «Избранные праздники», XIX в., МоскваСкладень трехстворчатый «Деисус», XIX в., Поморье post-19415-1553484362_thumb.jpgpost-19415-1553484370_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Складень 4-х створчатый «Двунадесятые праздники», XVIII в., ПоморьеСкладень 4-х створчатый «Двунадесятые праздники», XIX в. post-19415-1553484466_thumb.jpgpost-19415-1553484472_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники», XIX в., Поморье. Поступление из коллекции В.В. АшикаСтворка трехстворчатого складня «Голгофский крест», XVIII в., Поморье post-19415-1553484559_thumb.jpgpost-19415-1553484568_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Икона «Богоматерь Страстная», XIX в., ПоморьеИкона «Богоматерь Страстная», XIX в., Гуслицы post-19415-1553484654_thumb.jpgpost-19415-1553484661_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Две створки складня «Богоматерь Казанская. Избранные праздники», XIX в. Поступление из коллекции В.В. АшикаИкона «Богоматерь Казанская», XIX в., Московская губерния post-19415-1553484750_thumb.jpgpost-19415-1553484762_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Две створки складня«Богородица Всем Скорбящим Радость. Избранные святые», конец XVIII в., из коллекции Т.Е. Казакевич (Ярославль) Две створки складня«Богородица Всем Скорбящим Радость. Избранные святые», XIX в. post-19415-1553484864_thumb.jpgpost-19415-1553484876_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
gree Опубликовано 25 Марта 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 Марта 2019 Складень «Богородица Всем Скорбящим Радость», XIX в., МоскваИкона «Богородица Неопалимая Купина», XIX в., Москва post-19415-1553484978_thumb.jpgpost-19415-1553484986_thumb.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рекомендуемые сообщения
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Зарегистрировать новый аккаунтВойти
Есть аккаунт? Войти.
Войти